Авторитарный и тоталитарный режимы

9 класс, обществознание

1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

События XX века показали неполноту традиционных политических характеристик (демократия и диктатура, республика и монархия). К примеру, в СССР за фасадом республиканской формы правления и демократической конституции царило всеобщее бесправие. В науке возникло понятие «политического режима». Политический режим – это способ осуществления власти. Форма правления отражает лишь структуру органов власти, костяк государственного организма, а политический режим показывает его реальную жизнь, его работу: кто и как принимает важнейшие решения, какова в этом роль общественных организаций, СМИ, рядовых граждан, как государство выстраивает свои взаимоотношения с ними.

2. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Отталкиваясь от латинского слова “auctoritas” («власть, сила»), политологи окрестили диктаторские режимы Нового и Новейшего времени «авторитарными». Они напоминают неограниченную монархию, но отличаются «незаконным» происхождением правительства (консульство и империя Н. Бонапарта во Франции) Диктатор несёт «умиротворение» в потрясённое революцией общество и подавляет любые формы политической оппозиции в лице партий, прессы, парламента (если они вообще сохраняются). О политических правах граждан не может быть и речи, но прочие сферы жизни общества остаются свободными.

3. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Авторитаритарный режим по своему характеру консервативен, а вот захват власти партиями, желающими всерьёз «оздоровить» общество, рождает тоталитаризм (фашизм в Италии, нацизм в Германии, социализм – в СССР). Действуя в отношении противников знакомыми нам авторитарными методами, они к тому же пытаются изменить экономику, право, искусство, мораль. Латинское слово “totalis” переводится как “весь, целый, полный”, тоталитарным называют режим, характеризующийся стремлением государства контролировать все сферы жизни общества.

В СССР были национализированы почти все средства производства, и человек без собственности стал зависимым наёмным работником государства. Фашистский контроль над экономикой был не столь глубоким, но и в Германии, при сохранении предпринимательства, царило государственное планирование и всеобщая трудовая мобилизация.

В общественной жизни активно действовали массовые организации, охватывая большинство населения, но все они – профсоюзы, комсомол, пионерия, «Гитлерюгенд», Осоавиахим– были лишь «приводным ремнём» от правящей партии к «массам». Причём с целью унификации число их было сокращено: для всей молодёжи – один комсомол, для всех литераторов – один Союз писателей и т.д.

Искусным «промыванием мозгов» тоталитарное государство добивалось массовой поддержки и любви. В духовной жизни царили коммунистические или нацистские идеи, а наука, литература, искусство, образование и даже спорт не просто подвергались цензуре, но были реорганизованы и включены в формирование нужного мировоззрения. Власть определяла образ жизни, стиль общения, вкусы людей, вмешивалась в их личную жизнь.

И в политической сфере тоталитарный режим имел ряд особенностей. Для укрепления своего «авторитета» он регулярно прибегал к массовому террору. Правящая партия, избавившись от конкурентов, глубоко проникала во все сферы жизни и срасталась с государственным аппаратом, не являясь уже обычной общественной организацией. Беспрекословная дисциплина и единовластие в ней вылились в поклонение «национальному лидеру» - дуче, фюреру, генеральному секретарю, олицетворяющим собой все достижения общества, его силу и величие.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторитарные и тоталитарные режимы умели на время сплотить общество и достигнуть впечатляющей военной мощи и экономических успехов. Они возникали в кризисные эпохи на костях демократии, бросая ей решительный вызов. Но подавляя человеческую свободу, они либо породили сокрушительное сопротивление, либо обрекли себя на творческую деградацию, и в большинстве своём уже стали достоянием истории.


Обществознание

9 класс



Сайт управляется системой uCoz