Деятельность

КАК СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (обществознание, 10 класс)

I.Сущность человеческой деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – важнейшая сторона человеческой жизни. Деятельностью психологи называют внутреннюю или внешнюю человеческую активность, регулируемую его сознанием. Деятельность отличает человека от животных, поскольку он целенаправленно преобразовывает окружающий мир, а не приспосабливается к нему.

В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют множество компонентов. Действующее лицо мы называем СУБЪЕКТом деятельности, а ОБЪЕКТом – то, на что она направлена. В начале любой деятельности лежит ЦЕЛЬ – образ её предвосхищаемого результата в человеческом сознании. В соответствии с целью человек выбирает СРЕДСТВА её достижения. Несоответствие цели и средств или постановка недостижимых целей становятся главной причиной неудач и трагедий. Полученный РЕЗУЛЬТАТ– это ещё один важный элемент деятельности.

Деятельность складывается из отдельных действий, которые отличаются кратковременностью и включённостью в более широкие процессы, подчинённостью своих целей другим, более важным. Сознательное действие, направленное на достижение общественно значимой цели называют ПОСТУПКОМ. Из них окружающие делают вывод о ПОВЕДЕНИИ человека – наблюдаемой активности, внешнем проявлении его деятельности, её «лицевой» стороне, обращённой к другим людям.

В анализе любой деятельности важно понимать её скрытые или явные пружины. Причиной любой человеческой активности является та или иная ПОТРЕБНОСТЬ – ощущаемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни и личностного развития. Осознанная потребность становится МОТИВом – осмысленным побудителем действия, его «двигателем».

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Американский психолог А.Маслоу выделил физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные и духовные потребности. Экзистенциальным он считал стремление человека обеспечить безопасность и постоянство своего существования, к престижными потребностям относил жажду признания и высокой самооценки, социальными назвал потребности в общении, заботе и совместной деятельности. Возможна и более простая систематизация: биологические, социальные и идеальные потребности. К удовлетворению последних относятся и развлечения, и научно-познавательная деятельность, и художественное творчество.

(продолжение следует)

Стремления к созданию или сохранению неких общественных отношений, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей, мы называем ИНТЕРЕСами. Сколько групп в обществе – столько интересов. Мотивами деятельности могут быть и идеальные убеждения – устойчивые взгляды на мир, принципы, которые человек стремится воплотить в своих поступках. Отношение к конкретному социальному объекту, определяющее намерения человека на его счёт, является социальной установкой.

Только в начале XX века З.Фрейд установил, какое большое значение играют в человеческой деятельности неосознанные влечения, основанные на биологических инстинктах и вытесненные в подсознание.

II. МНОГОООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все виды деятельности можно разделить на две группы: к первой отнесём практическую, в том числе материально-производственную и социально-преобразовательную, а ко второй – духовную (познава-тельную, ценностно-ориентировочную и прогностическую). В различные виды деятельности выделяют трудовую, образовательную, творческую, политическую, досуговую, рекреационную и многие другие – все классификации довольно условны. Заметим также, что любая деятельность может быть созидательной и разрушительной.

Наиболее интересной является творческая деятельность, результатом которой становится рождение чего-либо принципиально нового, никогда не существовавшего. Нестандартность возникшей задачи подталкивает человека к творчеству, воображение и фантазия помогают смоделировать будущий процесс, предвидеть результат. Истории известны курьёзные случаи, в которых на помощь учёному или изобретателю приходила интуиция – способность достижения знания, минуя логические построения. Развитие творческой деятельности является условием успеха любого общества.

Ничто так не развивает творческие способности, как игры. У животных игра служит формой освоения необходимых в жизни навыков. Условность игры облегчает этот процесс. Неотъемлемой частью игры является исполнение каких-либо ролей, отождествление человека с каким-либо образом, использование различных символов. Детские игры (манипуляции с предметами, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие) сменяются у взрослых спортивными состязаниями и художественным творчеством. Игра сродни искусству (или науке) как способ условного моделирования действительности.

Но если в игре важен процесс, а не результат, то противоположным видом деятельности в этом смысле является труд – он всегда направлен на достижение практически полезного результата. Здесь так же важен элемент творчества, хотя чаще под этим словом подразумевают нечто монотонное и неинтересное, требующее волевого усилия. Трудовая деятельность изменяет не только окружающий человека мир, но и его самого, способствуя закреплению новых навыков и знаний, меняя характер и отношение к жизни. Она служит фундаментом самого существования общества.



Сайт управляется системой uCoz