СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Человек в системе общественных отношений. Социализация индивида.

«Плохо человеку, когда он один», если не находит он себя в обществе, не видит применения своим способностям. «Мы чужие на этом празднике жизни!» - не должен так, подобно литературному герою, ни говорить, ни чувствовать нормальный человек. Но и общество не может развиваться успешно, если зарывает в землю свои таланты, если господствует в нём лишь серость и покорность. Не допустить отчуждения личности в обществе, их противостояния и конфликта – извечная задача любой страны или цивилизации.

С момента рождения человека начинается его приобщение ко всему лучшему, что создано предшествующими поколениями, его «вживание» в человеческое сообщество, полноправным членом которого он должен стать. Процесс усвоения индивидом социокультурного опыта и включения его в систему общественных отношений получил в науке название «социализация». От умения держать в руках ложку до владения компьютером или космическим кораблём – такой спектр навыков ждёт человека, осваивающего всё новые виды деятельности. Не менее важно – научиться «играть» те роли, что ждут его в жизни: быть надёжным товарищем, супругом, родителем, начальником, подчинённым и т.д.

Человек – не чистый лист бумаги, на котором можно написать, всё, что угодно. Он пропускает через себя чужой опыт, наставления и требования, он сам участвует своей социализации. И только впитав какую-то часть культурного наследия, он становится личностью. Поэтому не стоит представлять процесс социализации так, будто общество штампует нужных людей, выпекает их из сырого биологического материала.

Тем не менее, общество создаёт специальные институты, которые выступают агентами социализации. Самый известный из них – школа, хотя гораздо более важную роль играет семья. Усвоение опыта и моделей поведения у ребёнка вначале происходит неосознанно, спонтанно: он просто делает «как папа» (как мама), или же невольно подражает другим значимым для него людям из своего окружения – сверстникам или взрослым. В то же время, семья и школа осуществляют целенаправленную социализацию, которую можно попросту назвать воспитанием. Своё слово в нём говорит и государственная пропаганда, и реклама, когда «ненавязчиво» предлагает нам определённый имидж и образцы поведения.

Психологи спорят относительно этапов или стадий социализации. Их можно связать с основными возрастами человека, в каждом из которых он усваивает новые навыки и роли (например, младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Самосознание, основные черты характера и мировоззрения формируются на ранних стадиях, но и в зрелом возрасте человек должен быть готов учиться и приспосабливаться к новым условиям жизни (смена работы, места жительства и т.п.). Этот процесс получил название «вторичной социализации», причём речь идёт даже о пенсионерах: ведь и они бывают полны энергии и хотят быть полезными обществу. Кстати, именно степень общественной активности и служит критерием успешности социализации.

Идеал гармоничных отношений человека и общества нам оставила античность. В Афинах эпохи расцвета демократии человек умел проявить себя, действуя в то же время во благо и на славу родного города. Идея равноправия, равных стартовых возможностей унаследована современной Европой от эллинов как рецепт против отчуждения личности. «Все дороги перед тобой открыты, всё зависит только от тебя!» - говорит западное общество человеку. Однако «честная конкуренция» может повернуться и обратной своей стороной, и восторжествует правило «человек человеку волк» - проблема остаётся нерешённой.

Иную модель взаимоотношений человека и общества предложил тоталитарный режим. Раз уничтожена эксплуатация человека человеком, значит, нет преград для всестороннего развития личности, нет пропасти между индивидом и обществом. «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз!» - воспевал поэт чувство своего единения с пролетариатом. Однако практика тоталитаризма обернулась жесточайшим давлением, вплоть до террора, на свободомыслие, на творческое сознание. Человек становился послушным «винтиком» государственной машины. Многое было достигнуто нашей страной в эти годы, но именно невозможность раскрыть весь потенциал человека, создать систему личной заинтересованности в труде и атмосферу свободного научного творчества подорвали тоталитарный режим изнутри.

Тем не менее, социалистические идеи находят отклик на Западе. Созданы системы социального обеспечения и помощи, чтобы не было людей «забытых» и «отверженных». Идеал солидарности, возможно, займёт своё место рядом с идеалом свободы.

Обществознание, 10 класс.


Гостевая книга

Источники в интернете: статья в энциклопедии "Кругосвет" И.Кона;

лекции по социологии;

глава из книги "Социальная психология" Г.Андреевой



Сайт управляется системой uCoz