"Бунташный век" в Нижегородском крае

-------------------------------------------____________________________7 класс, история края, тема 19___________________________----------------------------------------

«Бунташным» назвали современники XVII век: народные движения и восстания сотрясали Россию. Начало столетия ознаменовалось Смутой, в которой Н.Новгород остался оплотом порядка. Но край наш бунтовал не на шутку, об этом мы рассказали уже в теме «Нижегородцы и Смута».

Самые яркие, самые острые конфликты «бунташного века» вырастали на почве повседневного народного недовольства. Забывать об этом «фоне» никак нельзя.

Мы знаем яркую и трагичную судьбу Аввакума. Но стоит вспомнить и его последователей: леса нашего края стали прибежищем для сотен старообрядцев. За Волгу, на Керженец бежали недовольные едва ли не со всей России. Попытки царских отрядов обнаружить скиты и обложить их тяглом заканчивались самосожжением.

Бегство от податей, от барщины было самой распространённой формой протеста. Пропадали, к примеру, целые артели будников с поташного промысла у боярина Б.И.Морозова: ушли в Москву, да на место так и не прибыли. Не слишком сладкой показалась им работа на морозовских будных станах.

Самые отчаянные беглецы брались за кистень. Тогда разбойничий свист оглашал просторы Волги, нашей «большой дороги». Купеческие суда становились добычей нижегородских Робин Гудов, если пускались в путь без надёжной охраны. Имена некоторых из них - Матвея Бармы, Степаниды Ветлужской - сохранились в народных преданиях. Но привольная жизнь не могла быть вечной, наказание было неизбежным.

Отчаяние толкало людей и к открытому мятежу. Известнен Медный бунт 1662г. Алексей Михайлович, успокаивая народ в Коломенском, бил с предводителями толпы по рукам, обещая во всём разобраться. Интересно, что был там нижегородец Мартын Жедринский. После подавления бунта его ждали кнут, ссылка и отсечение руки – той самой, которую протягивал царю.

Осенью 1670г. докатилось до нашего края восстание Степана Разина. Атаман, двигаясь вверх по Волге, встал у Симбирска, но его посланцы поднимали народ повсюду. В правительственном лагере царило смятение: воеводы не досчитывались служилых людей и отсиживались за крепостными стенами. Максим Осипов, товарищ Разина, двинулся на Нижний: в сентябре он занял Васильсурск и Лысково, бунтовали Мурашкино и Павлово. В сподвижниках не было недостатка: «предприимчивость» бояр вроде Морозова порождала в народе ненависть.

Целый отряд собрала вокруг себя Алёна Арзамасская, вчерашняя монахиня. По собщению иностранца, она отличалась, «подобно амазонке», невероятной силой и мужеством. В бою Алёна разила без промаха, во время казни сама шагнула в горящий сруб, не издав в огне ни единого стона (она была обвинена в колдовстве).

Правительство принимало меры. Арзамас стал центром сосредоточения царских войск под общим началом князя Ю.А.Долгорукова. В нескольких ожесточённых боях крестьяне были разбиты: вооружены они были кое-как, храбрость и сноровка не могли заменить военных навыков.

Последним успехом разинцев стало взятие Макарьевского монастыря. 10 октября повстанцы обстреляли обитель - безуспешно. Следующей ночью монахи ушли сами, тайком, поскольку разбежались их защитники – такие же крестьяне, что и осаждавшие. Монастырь был разграблен. Затем Осипов ушёл на юг, узнав о поражении Разина под Симбирском. Именно после 1670г. выстроены «у Макария-чудотворца» каменные крепостные стены.

Подавление восстания сопровождалось жестокими казнями. И бунтовщики не отличались милосердием, но правительственные репрессии поражают своим размахом: в одном Арзамасе было казнено 11 000 человек.

Следует признать, что успешное развитие России, рост её экономики и могущества в XVIIв. происходили в условиях острейших социальных противоречий.

Использованная литература

Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Н.Новгород, 1995,с.121-137
Фмлатов Н.Ф. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. Н.Новгород, 2003, с. 58-60

Иностранное сообщение об Алёне Арзамасской

"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука".


Иностранные газеты о восстании С.Разина

Диссертация И.Марция о восстании С.Разина



Сайт управляется системой uCoz