![Патриарх Никон](http://history-5.narod.ru/Nikon_titularnik_1672.jpg)
Будущий
глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни
Вельдеманово Княгининской округи Нижегородского уезда в 1605г.
Оставшись без матери, в двенадцать лет он ушёл в Макарьевский
монастырь, но затем женился и принял священнический сан. Однако смерть
детей подтолкнула его к разводу и поиску строгого монашеского жития на
Севере. Там проявились и его религиозное рвение, и энергия, и
непреклонность. Один скит он был вынужден оставить, в другой пустыни
был через несколько лет избран игуменом.
Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г.
Стремительный взлёт Никона начался после его поездки в Москву и
знакомства с Алексеем Михайловичем в 1646г. Он произвёл впечатление на
молодого царя, стал его духовным наставником и другом. Место игумена
одного из московских монастырей, затем митрополичья кафедра в Новгороде
и, наконец, избрание патриархом в 1652г. – вот ступени
головокружительной карьеры
Никона.
В Москве того времени уже несколько лет был заметен круг «ревнителей
древнего благочестия», выступавших, подобно Никону, за строгое
следование заповедям православия и благообразие церковных обрядов.
Заметным «ревнителем благочестия» был другой нижегородец - Аввакум
Петров. Он родился в семье священника села Григорова Нижегородского
уезда в 1620г., в двадцать лет женился и тоже стал священником. Аввакум
не лез за словом в карман и резал правду-матку прямо в глаза, наживая
врагов и среди людей высокопоставленных, и среди простых. Но
искренность, убеждённость и твёрдое следование принципам находили ему
сторонников и заступников. Он получил сан протоиерея (протопопа) в
Юрьевце-Поволжском, оттуда уехал в Москву, где и возглавил оппозицию
реформе, начатой Никоном в 1653г.
Изменение довольно второстепенных
деталей церковных обрядов (крещение тремя перстами, а не двумя,
троекратная «аллилуйя!» в конце молитвы вместо двойной) вызвало
настоящий раскол в русском обществе. Сопротивление реформе можно
объяснить необычайной для наших дней приверженностью к старине.
Нетрудно заметить среди «раскольников» и возмущение суровым правлением
Никона, ставшего настоящим церковным самодержцем. Утвердив новые
богослужебные правила на церковном соборе, он наказывал ссылкой и
лишением сана любого несогласного. Церковная дисциплина заменила для
него благочестие.
!["Смиренный Никон божьей милостью патриарх московский и всея руси"](http://history-5.narod.ru/Autograph_of_Patriarch_Nikon_1653.jpg)
Собственноручная подпись патриарха: "Смиренный Никон божией милостию патриарх московский и всея руси"
Однако главную причину раскола следует искать в массовом недовольстве
тяготами мирской жизни. Рост налогов и повинностей, болезни и иные
бедствия отвечали проповеди старообрядцев: мол, православие
преследуется, у власти – слуги антихриста и наступает уже конец света.
В глухих лесах раскольники искали жизни не только благочестивой и
суровой, но и свободной.
![Мученичество Аввакума. Старообрядческая икона](http://history-5.narod.ru/Avvakum-fire.jpg)
Преследования
же церковной и светской власти отличались беспримерной жестокостью.
Аввакум остаток лет провёл в ссылках и тюрьмах: пешее странствие через
всю Сибирь, заключение в цепях или в земляной яме сменяли друг друга.
Тем временем Никон в 1658г. лишился царской близости, и, оби¬девшись,
ушёл с патриаршей службы в монастырь. Алексей Михайлович даже вернул
Аввакума из ссылки и искал его расположения. Но при этом царь и церковь
продолжали начатую Никоном реформу, а Аввакум - обличение «никонианской
ереси». Последовали новые кары.
Мученичество Аввакума. Старообрядческая икона
В 1681г. умер, возвращаясь из ссылки, Никон, а 14 апреля 1682г. был
заживо сожжён с двумя товарищами Аввакум – за то, что продолжал
противиться церкви и хулил покойного уже царя.
Памятником старцу осталось написанное им в заключении «Житие протопопа
Аввакума» - одно из лучших произведений литературы XVII в. А глухие
леса нижегородского края на многие годы стали прибежищем для тысяч и
тысяч старообрядцев.