Нижегородцы и Смута. Созыв второго земского ополчения

7 класс, история края, тема 12

Подвиг Минина и Пожарского и сегодня дорог нижегородцам. Но со временем оброс он неимоверным количеством преданий и домыслов. Попробуем рассмотреть лишь достоверные исторические факты.

Фигура организатора ополчения кажется особенно туманной. «Нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук», - так представляет его летописец. И больше – ничего. П.И.Мельников-Печёрский «нашёл» в грамотах XVIIв. дом героя и отчество – «Захарьевич», которое, впрочем, носил не Кузьма, а его отец. Потому что у простых людей фамилий тогда не было, Минин – это отчество. Но многие сочинения XIXв. подхватили ту версию, именуя нижегородца «Козьма Захарьевич Минин-Сухорук». В следующем столетии возобладало иное мнение. Обнаруженный в Балахне род Мининых был связан с нашим героем, который, по-видимому, переехал в Н.Новгород после женитьбы. В таком случае звался он Кузьма Минин, Анкудинов сын (Анкудин – его дед из Балахны). Недавно под сомнение была поставлена и эта версия…

Принято считать, что жил Минин в Нижнем, в приходе Похвалинской церкви, где он и был первоначально похоронен. Однако и этот факт не подтверждён документально.

Спорят о том, где произошло его обращение к нижегородцам. Теперь все эти места отмечены монументами: на площади перед кремлём, в самом кремле и возле Предтеченской церкви, где располагалась Земская изба.

Ясно одно: был это незаурядный организатор, настоящий гражданин.
Избрали его, по-видимому, земским старостой - для сбора податей и решения посадских проблем. Защита общественных интересов была ему привычна. Возможно, к действию Минина подтолкнули грамоты патриарха Гермогена и Троице-Сергиева монастыря, призывавшие защитить православие от поругания.

Возглавить ополчение нижегородцы пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского (1578–1642), чья биография нам известна лучше. Княжеский титул свидетельствует о знатности рода, хотя положение при дворе было невысоким. Он имел чин стольника и командовал в годы Смуты гарнизоном Зарайска, показав в боях с тушинцами и храбрость, и решительность, и верность. В марте 1611г. князь по собственному почину очутился в пылающей Москве, возглавив уличные бои с поляками. Осенью он залечивал раны в вотчине неподалёку от Нижнего («в 120 поприщах»), и с радостью откликнулся на призыв нижегородцев. Князь выдвинул лишь одно условие: чтобы казну для ополчения собирал Кузьма Минин, «человек служивый, ему то дело привычно».

Слова князя подтверждает тот факт, что в бою под стенами Москвы, 24 августа 1612г., Минин возглавил решающую атаку наших конных сотен. Видимо, у него был боевой опыт, и зря его считали сухоруким.

Но главная роль Минина заключалась в организации ополчения, а махать саблей и драть глотку в те времена могли многие. Нижегородцы приговорили отдать пятую часть своего имущества на земское дело, и в Нижний потянулись отовсюду ратные люди – смоляне, вязьмичи, дорогобужане, коломничи, рязанцы, - потому что здесь хорошо платили, потому что во всём был порядок. Бог, по мнению летописца, вселял в них согласие, а именно оно и было необходимо для преодоления Смуты.

В феврале 1612г. ополчение выступило из Нижнего, в октябре была очищена Москва. Зачинатели победы были награждены землями и чинами, вводившими их в состав правительства (Пожарский – боярин, Минин – думный дворянин). Большего, по понятиям московской знати, им не полагалось. Теперь на первые роли нашлись иные охотники, и дальнейшая служба наших героев не слишком примечательна, хотя безупречна. Минин скончался уже в 1616г., и его останки покоятся в Архангельском соборе кремля, а прах Пожарского покоится в Спасо-Евфимьевском монастыре г.Суздаля.

Память о них хранит благодарная Россия.

Приложение. "Новый летописец" об организации второго ополчения

285. О присылке из Нижнего Новгорода к князю Дмитрию Михайловичу, и о приходе в Нижний, и о собрании ратных людей.

Во всех городах Московского государства, услышав о такой погибели душ под Москвой, о том скорбели и плакали и креста не целовали ни в каком городе, а помощи никто не мог дать. Из всех городов в одном городе, называемом Нижний Новгород, те нижегородцы, поревновав о православной христианской вере и не желая видеть православной веры в латинстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству.

Один из них нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук, возопил всем людям: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником”. Нижегородцам же всем его слово было любо, и придумали послать бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия да из всех чинов лучших людей.

Князь же Дмитрий Михайлович в то время был у себя в вотчине, от Нижнего в 120 поприщах, лежал от ран. Архимандрит же и все нижегородцы пришли к князю Дмитрию Михайловичу и били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству. Князь же Дмитрий их мысли был рад и хотел ехать тотчас, да зная у нижегородцев упрямство и непослушание воеводам, писал к ним, чтобы они выбрали из посадских людей, кому быть с ним у того великого дела и казну собирать, а с Кузьмою Мининым было у них все уговорено. Тот же архимандрит и нижегородцы говорили князю Дмитрию, что у них в городе такого человека нет. Он же им говорил: “Есть у вас Кузьма Минин; тот бывал служилым человеком, ему то дело привычно”.

Нижегородцы, услышав такое слово, ещё больше были рады, и пришли в Нижний, и возвестили всё. Нижегородцы же тому обрадовались и начали Кузьме бить челом. Кузьма же им для [их] укрепления отказывал, [говоря, что] не хочет быть у такого дела. Они же его прилежно просили. Он же начал у них просить приговор, чтобы им во всем быть послушными и покорными и ратным людям давать деньги. Они же дали ему приговор. Он же написал приговор, чтобы не только у них брать имущество, но и жен и детей продавать, а ратным людям давать [деньги]. И взяв у них приговор, за их подписями, послал тот приговор ко князю Дмитрию тотчас затем, чтобы того приговора назад у него не взяли.

В то же время пришли из Арзамаса от смолян челобитчики, чтобы их приняли к себе в Нижний. Нижегородцы же послали ко князю Дмитрию, и тех челобитчиков смолян к нему послали же и велели им бить ему челом, чтоб в Нижний шёл не мешкая. Они же ко князю Дмитрию пришли и били ему челом, чтобы в Нижний шёл не мешкая. Он же пошёл в Нижний, а их отпустил вперёд, а смолянам повелел идти в Нижний. На дороге же к нему пришли дорогобужане и вязьмичи. Он же пришел с ними в Нижний. Нижегородцы его встретили и приняли с великой честью. Смоляне же в Нижний пришли в то же время. Он же начал им давать жалование, что собирали в Нижнем.

286. О приезде из городов ратных людей и с казною из городов.

В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам, в поморские и во все понизовые, чтобы им помогали идти на очищение Московского государства. В городах же, услышав, что в Нижнем собрание, рады были, и посылали к нему на совет, и многую казну к нему посылали, и свезли к нему из городов многую казну.

Услышали же в городах ратные люди, что в Нижнем собираются все свободные люди, пошли из всех городов. Первые же пришли коломничи, потом рязанцы, потом же из украинных городов многие люди казаки и стрельцы, которые сидели в Москве при царе Василии. Они же [князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин] им давали жалование. Бог же призрел ту рать и дал между ними совет великий да любовь, что отнюдь не было между ними вражды никакой.

(перевод С.Ю.Шокарева)



Сайт управляется системой uCoz