7 класс, история края, тема 17.

Макарьевский монастырь и ярмарка  (XVIIв.)



Преподобный Макарий с основанным им во имя Св.Троицы моныстырём, икона Симона Ушакова, 1661г.
Обратите внимание, монастырь ещё недостроен! Только Успенская церковь имеет современный вид

Вход в монастырь. Михаило-Архангельская надвратная церковь
, 1673г
Колокольня Успенской церкви, 1654г.


 
Мы помним, что знаменитый монастырь в устье Керженца был основан в 1435г. нижегородцем, преподобным Макарием, и разорён приспешниками казанского хана Улу-Махмета. Почти два века пустовало это место на луговой стороне Волги, у берегов Жёлтого озера (отсюда второе название монастыря – Желтоводский)

В 1620г. некий инок Авраамий возобновил обитель по указанию самого Макария, явившегося ему чудесным образом. Как раз в эти годы имя преподобного пользовалось особым уважением: его покровительству приписывали своё спасение в годы Смуты царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Они благосклонно принимали все прошения находчивого Авраамия. Вначале обитель получила в дар речные и лесные угодья, лежащие по соседству и вроде бы ничейные. Братия сдавала их под оброк местным рыболовам, лесорубам, бортникам. Затем вырастают в глухом краю починки и сёла, распахиваются земли, распространяются ремёсла и промыслы - осваивается лесное Заволжье. Покровительство святых старцев было привлекательным для крестьян: государевых податей платить не надо. А монастырь прибирает к рукам всё новые угодья да деревеньки – что подарено благочестивым боярином, что куплено, а что-то отсужено у соседей. Обитель превращается в крупное феодальное хозяйство. В 1682г. здесь насчитывалось около 200 монахов, 400 служек, 100 монастырских трудников да 90 ремесленных дворов в слободке. Монастырь располагал житницами, конюшнями, скотным двором, пивоварней. Сотни крестьянских дворов, разбросанные по лесному краю, обеспечивали его существование. Настоятель обладал судебной властью над всем этим населением и приезжими.

Но главным источником монастырских доходов стала торговля. Паломники, приходившие к чудотворным мощам святого, покупали продукты у местного населения. В 1627г. Авраамий получил разрешение на сбор торговых пошлин в день памяти преподобного Макария - 25 июля. Монастырь брал по три деньги с каждого продавца, да алтын с каждой телеги привозного товара, да ещё столько же с каждого рубля выручки и с каждого гружённого воза при отъезде. Торговый устав 1653г. пошёл навстречу купцам и заменил все эти сборы единой рублёвой пошлиной: налог уплачивался только с продажи, 10 денег с каждого вырученного рубля.

Длилась ярмарка теперь уже весь июль. Это время, равно как и местоположение монастыря – в центре Волжско-Окской системы – оказались очень удобными для торговли: здесь в середине сезона встречались корабли с великих и малых рек от Архангельска до Астрахани, успевая вернуться домой до наступления осени.

Мы можем восстановить по сохранившимся отчётам некоторые черты торга: что привозили, сколько продавали. Судя по ассортименту, товары прибывали со всех концов Европы и Азии. Здесь покупались крупные партии – например, сотня тысяч гвоздей или 27 тыс. белок - обычно, для дальнейшей распродажи в розницу.  Вот объём товарооборота в 1685г.: рыбы 30 стругов (кораблей), соли 688 тыс. пудов, лошадей 3 тыс. голов. С горной стороны Волги, от Лыскова, прибыло 25-30 тыс. гостей и 7,5 тыс. груженых возов.

Святые отцы проявили удивительную практичность в организации ярмарочной инфраструктуры. Паромная переправа, места для ночлега, для торговли, для хранения товара и даже загоны для лошадей, не говоря уже о питании в монастырской трапезной или харчевне – всё было к услугам приезжих. Прямо у торговых рядов свежая выпечка и бочка с квасом … Подобный сервис доставил в монастырскую казну в 1685г. 10 673 руб. (вместе с таможенными пошлинами с продажи соли, рыбы и лошадей). К тому же, после выгодной сделки купцы делали щедрые пожертвования, а в случае неудачи – дарили непроданный товар. Немудрено, что выросли к концу века на берегу Волги каменные храмы и крепостные стены.

…Макарьевская ярмарка служит примером возрождения и расцвета российской экономики в XVIIв., наглядным проявлением формирующегося всероссийского рынка.


Успенская церковь над трапезной палатой, 1654г.




Троицкий собор, 1664г.

Успенская церковь и Троицкий собор - в одном кадре





Сайт управляется системой uCoz