Мы помним, что знаменитый
монастырь в устье Керженца был основан в 1435г. нижегородцем,
преподобным Макарием, и разорён приспешниками казанского хана
Улу-Махмета. Почти два века пустовало это место на луговой стороне
Волги, у берегов Жёлтого озера (отсюда второе название монастыря –
Желтоводский)
В 1620г. некий инок Авраамий
возобновил обитель по указанию самого Макария, явившегося ему чудесным
образом. Как раз в эти годы имя преподобного пользовалось особым
уважением: его покровительству приписывали своё спасение в годы Смуты
царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Они благосклонно принимали все
прошения находчивого Авраамия. Вначале обитель получила в дар речные и
лесные угодья, лежащие по соседству и вроде бы ничейные. Братия
сдавала их под оброк местным рыболовам, лесорубам, бортникам. Затем
вырастают в глухом краю починки и сёла, распахиваются земли,
распространяются ремёсла и промыслы - осваивается лесное Заволжье.
Покровительство святых старцев было привлекательным для крестьян:
государевых податей платить не надо. А монастырь прибирает к рукам всё
новые угодья да деревеньки – что подарено благочестивым боярином, что
куплено, а что-то отсужено у соседей. Обитель превращается в крупное
феодальное хозяйство. В 1682г. здесь насчитывалось около 200 монахов,
400 служек, 100 монастырских трудников да 90 ремесленных дворов в
слободке. Монастырь располагал житницами, конюшнями, скотным двором,
пивоварней. Сотни крестьянских дворов, разбросанные по лесному краю,
обеспечивали его существование. Настоятель обладал судебной властью над
всем этим населением и приезжими.
Но главным источником
монастырских доходов стала торговля. Паломники, приходившие к
чудотворным мощам святого, покупали продукты у местного населения. В 1627г. Авраамий получил разрешение на сбор торговых пошлин в день памяти преподобного Макария - 25 июля.
Монастырь брал по три деньги с каждого продавца, да алтын с каждой
телеги привозного товара, да ещё столько же с каждого рубля выручки и с
каждого гружённого воза при отъезде. Торговый устав 1653г. пошёл
навстречу купцам и заменил все эти сборы единой рублёвой пошлиной:
налог уплачивался только с продажи, 10 денег с каждого вырученного рубля.
Длилась ярмарка теперь
уже весь июль. Это время, равно как и местоположение монастыря – в
центре Волжско-Окской системы – оказались очень удобными для торговли:
здесь в середине сезона встречались корабли с великих и малых рек от
Архангельска до Астрахани, успевая вернуться домой до наступления
осени.
Мы можем восстановить по
сохранившимся отчётам некоторые черты торга: что привозили, сколько
продавали. Судя по ассортименту, товары прибывали со всех концов Европы
и Азии. Здесь покупались крупные партии – например, сотня тысяч гвоздей
или 27 тыс. белок - обычно, для дальнейшей распродажи в розницу. Вот
объём товарооборота в 1685г.: рыбы 30 стругов (кораблей), соли 688 тыс.
пудов, лошадей 3 тыс. голов. С горной стороны Волги, от Лыскова,
прибыло 25-30 тыс. гостей и 7,5 тыс. груженых возов.
Святые отцы проявили
удивительную практичность в организации ярмарочной инфраструктуры.
Паромная переправа, места для ночлега, для торговли, для хранения
товара и даже загоны для лошадей, не говоря уже о питании в
монастырской трапезной или харчевне – всё было к услугам приезжих.
Прямо у торговых рядов свежая выпечка и бочка с квасом … Подобный
сервис доставил в монастырскую казну в 1685г. 10 673 руб.
(вместе с таможенными пошлинами с продажи соли, рыбы и лошадей). К тому
же, после выгодной сделки купцы делали щедрые пожертвования, а в случае
неудачи – дарили непроданный товар. Немудрено, что выросли к концу века
на берегу Волги каменные храмы и крепостные стены.
…Макарьевская ярмарка служит
примером возрождения и расцвета российской экономики в XVIIв.,
наглядным проявлением формирующегося всероссийского рынка.
|