Общественный прогресс, его противоречивость

Прогресс и регресс, критерии прогресса

(текст по общестознанию,10 класс)

Человеку всегда важно понять своё место в окружающем мире, чтобы сообразовать свои действия с общемировым движением. Задумываясь над смыслом своей жизни, он пытается увидеть смысл и в жизни всего человечества. Было ли некое общее направление в прошедшем развитии общества, стоит ли попытаться изменить его сегодня?

В сочинениях древности мы не находим идеи прогресса – «движения вперёд», от простого к сложному, от низшего к высшему. Наоборот, нередки сетования на бессмысленность человеческих усилий, плоды которых пожирает время. Характерно представление о цикличности жизненного движения, основанное на наблюдении за природой: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…Что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем» (книга Экклезиаста). Более сложными видели циклы человеческого развития Платон и Аристотель. Наблюдая неизменное в общих чертах повторение людских страстей, религиозные философы говорят нередко о необходимости личного самосовершенствования и бессмысленности попыток исправления человечества в целом.

Однако именно христианству обязана Европа первой мыслью о направленности жизни человечества по пути всё большего познания Господа вплоть до второго его пришествия и установления царства Божьего на земле. Интересно, что для подобных же религиозных верований было характерно представление об оставшейся в прошлом близости человека к богам, ностальгия по ушедшему «золотому веку» (Гесиод), то есть «регрессивное» восприятие истории. Однако грандиозные научные и технические открытия Нового времени, взлёты художественного творчества, революции и реформы похоронили идеи неизменности, цикличности или регресса.

Самому термину «прогресс» дали жизнь французские просветители XVIII века А.Р.Тюрго и А.Кондорсе. Успехи разума, побеждающего природу и изменяющего человеческое общество, каза¬лись Кондорсе неоспоримыми. А.Сен-Симон, социалист-утопист, уже переживший Великую французскую революцию, критерием прогресса соглашался считать только развитие общественной нравственности. Г.В.Ф.Гегель увидел в основе мирового движения осознание своей свободы, а Ф.В.Шеллинг писал о приближении общества к правовому идеалу. Основатель коммунистического движения К.Маркс считал основой человеческой жизни развитие производительных сил, однако прогрессивным он считал совершенствование не только техники, но общественных отношений и самого человека – главного творца материальных и духовных ценностей.

Развитие науки и техники, разумности общественного устройства, свободы и права, наконец, экономики - все эти критерии прогресса могут показаться верными, но недостаточными, неполными. Возможно, их следует как-то объединить или синтезировать. Ясно, что главной целью развития общества должно быть всестороннее совершенствование условий жизни каждого человека и его становление как личности – свободной, творческой, гуманной.

История учит нас, что развитие общества не бывает простым, однонаправленным. Революции и реформы сменяются периодами реакции, эпохи активности и расцвета выделяются на будничном фоне повседневности, контрастируют с глубочайшими кризисами и падениями. Явления несомненно прогрессивные имеют свою обратную сторону: революции не обходятся без страданий, технический прогресс несёт опасность здоровью человека и существованию цивилизации. Мировые войны и фашизм подорвали веру в лучшее будущее у людей XX столетия.

Разумным кажется замечание К.Поппера о том, что прогресс нам не гарантирован, он может быть лишь плодом наших собственных усилий.



Сайт управляется системой uCoz