История философии. Эриугена

Iohannes Scotus Eriugena (ок. 810 - 882 гг.)

"О БОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ"
[фрагменты]

Глава IX .1. Теперь уже пора закончить изложение главного вопроса: в подлинном ли смысле или в неподлинном, переносном, в Св. Писании и в трудах Св. Отцов говорится, что Бог предзнал либо предопределил весь универсум, основанный Им в его сущности, и всё, что бы то ни было из бренных вещей, подлежащих божественному управлению.
Во-первых, следует отметить, что о Боге нельзя сказать ничего, что соответствовало бы Его достоинству, - ни имени, ни глагола, ни других частей речи, поскольку знаки в собственном смысле не могут быть приписаны Богу. Да и каким образом чувственно воспринимаемые знаки, сопутствующие телам, могут быть с определённостью отнесены к чуждой всякого телесного ощущения божественной природе? Ведь эта природа, превосходящая любую способность понимания, с трудом поддается постижению даже самым наичистейшим и непорочнейшим умом! Однако именно чувственно воспринимаемыми знаками - в силу ограниченности своего мышления - пользовался человек после грехопадения, для того чтобы каким-либо образом веровать и обозначать величие Создателя.
2. Далее, из тех слов человеческой речи, которыми по привычке люди пользуются для именования самого Бога или Его осуществления в сотворённом мире, некоторые являются как будто приложимыми к Нему. Таковы, например, глаголы есмь, еси, был, быть, имена - сущность, истина, добродетель, мудрость, знание, избрание и другие этого же рода, которые обозначают в нашей человеческой природе то, что имеет отношение к первейшему и лучшему, т.е. саму субстанцию и лучшие её акциденции, без которых она не может быть бессмертной. Поэтому перечисленные выше слова следует относить к первейшему и лучшему основанию всего благого, каковым и является Бог.
Некоторые из слов, которыми пользуются люди для именования божественной природы, происходят от трёх оснований, а именно от подобия, противоположности и различия. Примеры первого: "Рука Господа кому обнажена", "Руки Твои создали меня", "Глаза Господа обращены на праведников, и уши Твои - к мольбам их". Эти слова, употребляемые в отношении подобия, применяются здесь по праву, хотя божественная субстанция абсолютно лишена телесных очертаний. В человеке природа всё поместила на своих, надлежащих местах: силу - в руках, действия - также в руках, зрение - в глазах, слух - в ушах. Так и божественная добродетель, милосердие, и щедрость обычно называются соответствующими именами.

Примерами третьего основания для обозначения неизменной субстанции являются те имена, что произошли от возбуждения наших душ. Таковы гнев, ужас, негодование, страх, печаль и другие, которые не имеют никакого сходства с божественной природой и используются в отношении различия. Обычно они переносятся с человеческой природы на божественную лишь в непрямом значении слова.

3. Остались те названия, которые берутся, исходя из отношения противоположности. Из слов, взятых в отношении противоположности, одни употребляются безусловно, другие - во взаимосвязи. Форма безусловных выражений - "Я погублю мудрость мудрых и разум разумных отвергну ". Правильно понять это высказывание можно, только исходя от противного, то есть так, как если бы было сказано в прямом смысле: "Я уничтожу безрассудство безрассудных и отвергну неразумие неразумных". Это ясно следует из слов апостола, говорящего: "Мудрость этого мира есть глупость перед Богом". Ведь если всякая мудрость от Господа Бога, то разве можно даже помыслить, что Бог разрушает то, что происходит от Него? Если всё, сказанное выше, справедливо относительно мудрости, то так же следует мыслить и о разуме. Ведь, конечно, Бог не уничтожает в человеке никакого блага; но эта безусловная форма нелегко открывается человеку Богом.

5. Прежде всего необходимо рассмотреть утверждение, что такого рода имена и глаголы не могут быть приложимы к Богу в собственном, прямом, смысле слова. Именно этот оборот речи употреблялся, когда говорилось, что Бог предзнает что-либо своим предзнанием либо предопределяет своим предопределением: для Бога нет никакого будущего, потому что Он ничего не ожидает, и нет никакого прошлого, поскольку ничто не проходит для Него. Ибо как нег в Нём никаких расстояний между какими-либо местами, так нет и никаких промежутков времени. Вследствие этого правильное рассуждение не допустит, чтобы таковое мыслилось относительно Бога. Каким же образом говорят о Его предзнании. ведь по отношению к Нему ничто не является будущим?

6. Сходным образом следует мыслить и относительно употребления слова "предопределение", то есть предуготовление, по отношению к тому, Кому не предшествует никакой промежуток времени, в Ком предуготовление не предшествует деятельности. Ведь для Бога предуготовлять не значит иное, нежели действовать: только человеку свойственно приготовлять то, что он собирается сделать. Каким же образом может иметь намерение нечто сделать Тот, Кто всё однажды и одновременно сделал? Или иначе, каким бы образом не всё сделал Тот, Кто всегда всё имел? Кто всегда, как верят, имел своё Слово, посредством которого всё сотворено и в котором неизменно всё пребывает, причём не только то, что было, но даже и то, что ещё только будет. Однако в Боге ничто ни было, ни намеревается быть, но только есть и всё суть одно.

И вследствие этого, как в несобственном, переносном, смысле о Боге говорят, что Он что-то сделал или намеревается сделать, так о Нём в несобственном же смысле говорят, что Он предзнал, предзнает, намеревается предзнать, и подобным же образом - что Он предопределил, предопределяет, намеревается предопределить.

Глава Х. 1. Нам осталось исследовать отношение, которое диалектики и риторы называют энтимемой. Имеется в виду известнейшее из всех словесных доказательств (умозаключение от противного. - прим. перев.)
Когда слова употребляют на основе сходства, то твёрдо уясняют себе, что этим способом обозначается не что иное, как то, что сам Творец всего намеревается сделать или в долженствующей быть созданной субстанции Вселенной и её качествах, или в вещах, подлежащих божественному управлению: причём только в тех, относительно "которых предзнал и предопределил соответственно намерению своей благодати, что будут подобными образу Сына своего".
Когда же эти слова употребляют в отношении противоположности, то есть от противного, и переносят на Бога, в них следует мыслить не что иное, как то, что Он позволил, дабы в творении, Им самим созданном, происходило свободное движение разумной природы, неправильно, дурно пользующейся природными благами, дарованными щедростью Творца.

2. Следовательно, когда мы слышим, что Бог предзнал, или предопределил, или предуготовил грехи, или смерть, или наказания для тех людей, которых по справедливости оставил, то есть допустил, чтобы они были подвергнуты наказанию вследствие их собственной испорченности, то мы должны понимать эти речи, исходя от противного, дабы нас миновала пагубная ересь, причина которой - неправильное использование слов.


Философия Средневековья

Источник в Интернете



Сайт управляется системой uCoz