[Данные материалы представляют собой конспективные записи, не предназначавшиеся вначале для публичного чтения. Я размещаю их "по просьбе трудящихся" за неимением лучшего. Источник - энциклопедия «Ацтеки: империя крови и величия», не слишком толковая в религиоведении; в скобках указаны номера страниц]
ЭТНОГЕНЕЗ. Райская прародина – Ацтлан («место, где живут цапли») - с.19 - Ацтеки – «люди Ацтлана». 100 лет они бродили по пустыням и в долину пришли приблизительно в конце XII в. – с.20. Чикомоцок («Семь пещер») в холме Кольхуатепек – место, откуда ацтеки ушли по при¬казу Уицилопочтли. Судя по рисункам кодексов, там жили и другие племена, тольтеки оттуда же вели свою родословную. Место их будущей столицы возвестил орёл, севший на кактус, что рос на скале (с.34,41) Исход начался в 1-м году кремнёвого ножа (1116 г.), по другому (?) ко¬дексу Ботурини – с острова, вероятно Ацтлана, где жили они скромно и богобоязненно (с.36) Навестили Уицилопочтли в Кольхуакане и пошли дальше. Впереди – «несущие богов» - 4 теомама (с.37). 22 стоянки на пути к Тецкоко, неведомые катастрофы и потери. Поселились на «холме кузнечика» - Чапультепеке (с.38-39). Здесь они были наёмниками кольхуаканцами (федератами?), повздорили с ними и ушли, рядом же на берегах Тецкоко основали Теночтитлан (1325 г.). Теноч – жрец-основатель города – с.41.
ПСИХОЛОГИЯ. Ацтеки представляли себе мир в состоянии неустойчивого равновесия, боялись природных катаклизмов – и не только засухи. Они верили, что могут склонить чашу весов в свою пользу (с.112) Мимолётность жизни ощущалась остро (с.147)
ТОТЕМЫ. Змея олицетворяла перемены, ассоциировалась с водой и плодородием. Обезьяна символизировала обжорство, похоть и озорство, автор не видит здесь явного тотемизма (с.29) Ольмеки – основатели цивилизации (1200-400 гг. до н.э.) – считали себя потомками ягуара (с.51-52). Койот – на наградном щите (с.91), тотем правителя города Тецкоко, подвластного ацтекам (с.132). Лицо воина высовывается из пасти койота – символ X века (с.44) Скорпион – на наградном плаще низшего ранга (с.90). Воинские корпорации Орла и Ягуара [должны бы иметь тотемные корни, особенно, если взглянуть на их костюмы. Или тайные мужские общества] – c.92-93,123. Лягушка – животное Тлалока, символическая связь между землёй и водой или представитель подземного мира, поскольку роет норы в засуху (с.114) Колибри – символ Уицилопочтли, погибшие воины превращаются в колибри и бабочек (с.148), бабочка – символ Кецальпопалотля, бога из Теотиуакана (с.74)
МАГИЯ была распространена [но ярких примеров нет] – с.147. Через четыре дня после родов отмечали появление новорожденного, суставы натирали пеплом – от хромоты и ревматизма (с.143)
МАНТИКА. Новорожденному предсказывали судьбу, в том числе, обстоятельства смерти (с.141,147) Волк, пересёкший дорогу, заяц, вбежавший в дом – плохие приметы (с.147)
СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА. Пещера означала чрево, сотворение жизни. Древнейшая Пирамида Солнца в Теотиуакане (1-150 гг.) - «городе богов» на языке наследников-ацтеков - была построена над пещерой причудливой формы, а затем вокруг вырос и великий город. В пещерах били ключи – источники жизни, возможно, из подземного мира мёртвых (с.61)
Ацтеки чтили Теотиуакан как место, где боги сотворили солнце, луну и мир (с.67)
ПАНТЕОН. Уицилопочтли – податель жизни, бог солнца и войны. Тлалок – бог дождя. Тонатиу – бог солнца (изображение на Солнечном камне – с.10-11), Койолшауки – богиня луны (с.115), Малинальшочитль – другая злая колдунья земли Малиналько (с.99), Шипе-Тотек – «Тот, кто сдирает кожу», весенний бог плодородия (с.87,104) Чикомекоатль – другая богиня плодородия, поначалу связывалась лишь с кукурузой. Запутанность пантеона – результат завоевания (с.142) Точи – богиня земли (с.144) Тескатлипока – глава пантеона (с.106, 80) Уеуетеотль – бог огня, изображение с.120. Шиутекутли – другой бог огня, более «новый» (с.107) Миктлантекутли – бог мёртвых (с.122) Шочипилли – бог музыки, поэзии, праздников (с.124) Якатекутли – «ведущий владыка» - покровитель купцов (с.130) Тласольтеотль – богиня порока (с.140)
[Все боги, кроме нижеследующих, в энциклопедии не раскрыты, вероятно, как до-ацтекские, неродные, второстепенные]
УИЦИЛОПОЧТЛИ – «колибри левой стороны», т.е. колибри-левша. Он живёт в Кольхуакане («изогнутой горе»). Изображение – голова, высовывающаяся из клюва колибри (с.37). Был богом плодородия, стал символом ярости и войны, ассоциируемым с солнцем. Солнце не взойдёт над горизонтом, если не насытить его сердцами людей (с.48). Его мать, Коатликуэ, родила вначале 400 звёзд и луну – Койолшауки, а затем дала обет целомудрия. Во время уборки в храме на священной горе к ней подлетел клубок перьев и оплодотворил её. Дети во главе с Койолшауки взбесились и решили её убить, но тут из утробы матери выскочил вооружённый Уицилопочтли, уже предупреждённый одним «перебежчиком», и порубил сестрёнку на куски, разбросав их живописно по священной горе. Победа солнечного света над лунным [и мужского начала над женским?]. Жертвы поднимались на верхнюю площадку великого храма, плясали перед Уицилопочтли, сердца их предлагали идолам, а тела сбрасывали вниз и расчленяли, мясо же съедали (по Берналю Диасу). Тела бросали на круглую, 3 м в диаметре, плиту с изображением расчленённой Койолшауки (с.82-83). Её считали злой женщиной, колдуньей. «Украшенная колокольчиками» носила их на ушах, на поясе – череп, на руках и ногах – змеи (с.115) «Патриотическое» воспитание воинов было особенно важным в условиях примитивного боевого дела – побеждало не оружие, а индивидуальное мастерство и психологический настрой (с.86)
КЕЦАЛЬКОАТЛЬ уплыл из Мексики на плоту из переплетённых змей – с.21. И вернуться на престол должен был в первом году камыша – 1519, когда явился Кортес (с.22). Пернатый змей, почитавшийся в Теотиуакане, ему уже тогда приносили человеческие жертвы (с. 77-78)
ТЛАЛОК - бог дождя, унаследованный ацтеками. В деревне Коатлинчан. недалеко от Теноч¬титлана, нашли в 1964 г. идол, возможно, его – 168 т, почти тысячелетнего возраста. Покровительствовал рекам и пещерам (с.61) изображение – см. с.118, 122. Его слёзы – дожди. Почему-то на изображении разводили ритуальный огонь (с.122) В дар приносили и изображения рыбок (с.118)
МАЛИНАЛЬШОЧИТЛЬ – злая колдунья земли Малиналько, обитавшая в её подземных пещерах. Город был основан отколовшимися от Уицилопочтли во время исхода ацтеками (с.99).
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ. 4 года умершие скитаются в Земле мёртвых, «нашем общем доме», достигают низшего уровня, преподносят подарки Повелителю смерти (с.83) Митклан – низший, 9-й уровень, царство всепоглощающей темноты. Подарки мертвецы брали с собой во время погребения, в том числе и живых слуг (с.148) Прекрасна судьба воинов, павших в бою, добровольных жертв и матерей, умерших при родах - подобии схватки - с.83. Они попадают в Восточный рай, становятся слугами бирюзового принца – Солнца, а через 4 года их духи вселяются в колибри, иволг, бабочек, питаясь соком цветов (с.125,148) Утонув¬шие отправлялись к Тлалоку, в Южный рай.
КАЛЕНДАРЬ. Камень Солнца (3,6 м в диаметре, 1,2 м в ширину, 24 т) показывает, что 4 мира уже были разрушены, наступит конец и их, пятой эпохе (с.10-11). Календарный цикл состоял из 52 лет, внутри него были годы Кролика, Камыша, Кремнёвого ножа и Дома (?), следующие друг за другом 13 раз. – с.41. Для предсказания судьбы новорожденного использовался другой календарь, 260-дневный (с.142)
ХРАМЫ. Кортес насчитал их в Теночтитлане около 40. Великий храм Уицилопочтли и Тлалока был до 41 м высотой. На его верхней платформе, украшенной черепами, жрецы сжигали вырезанные сердца (с.28-29). Он многократно достраивался, вширь и вверх, ступенями (с.111). Пирамида символизировала священную гору, где родился Уицилопочтли, и одновременно небеса, откуда устремляются на землю дожди (с.114) В дар приносили не только жертвы, но и просто вещи (от данников ацтеков), складывая их в специальных комнатах (с.117)
Жрецы, по словам Кортеса из письма к Карлу V, ходили с длинными волосами, в чёрных одеяниях. Маски см. с.118-119. Истязали себя телесно (с.102) Управляли школами (с.143)
РИТУАЛЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. Пуповину родившихся мальчиков закапывали на поле боя, девочек – под очагом. Предсказывалась судьба, в том числе, обстоятельства смерти (с.141,147) Через четыре дня отмечали его появление, суставы натирали пеплом – от хромоты и ревматизма (с.143) Игровые сражения между воспитанниками различных школ происходили в зимнем месяце атемоцли. Имелись свадебные ритуалы (с.145) Игра в мяч (олламалицли) имела тоже некий религиозный подтекст (с.146) Один раз в жизни можно было исповедоваться в грехах [и получить прощение] – c. 141,148
Восход солнца в храмах встречали обезглавливанием перепелов. Собак приносили в жертву во время зимнего солнцестояния. Ацтеки жертвовали своей кровью: кололи иглой магуея верхнюю губу, мочку уха и др. (с.102) Человеческие жертвоприношения характерны для всех центрально-американских культур. При творении мира боги отдали свою кровь («драгоценнейшую воду») и сердца Солнцу – это требует продолжения, иначе Уицилопочтли не справится в ежедневном поединке с силами ночи. Кровь стекала по ступеням, а сердце поднимали к небесам и клали в специальные сосуды, например, с головой ягуара. Весной воины сдирали с жертв кожу и 20 дней носили её на себе – есть изображение Шипе-Тотека в человеческой коже (с.86-87). Шипе-Тотек – «Тот, кто сдирает кожу». Воины не ели тел жертв (не зарекайся!?), а перед этим «усыновляли» пленников. Ели их родственники с зёрнами сырой кукурузы вприкуску – для восстановления плодородия земли (с.104) Самым знатным давали «оружие» биться с воинами Орла и Ягуара, накачав их наркотиками. Старались пустить побольше крови по всему телу. Часть её на тростинке поднимали к небу, обмазывали губы идолов. На себя воины надевали кожу жертв, в домах их украшали растительными гирляндами и венками (с.104-105).
Осенью обезглавливали, как початки кукурузы, женщин в жертву богине-Матери, покровительнице маиса. Ежегодно убивали юношу – Тескатлипоку, до того всячески ублажаемого. Тлалоку весной приносили в жертву детей, надеясь на дожди. Девочку в синей одежде убивали в лодке на середине озера, кровь капала в воду (с.106-107) Для бога огня Шиутекутли жертв поджаривали живьём на огне (с.107) Ножи тоже были ритуальными (с.113). Весёлый ночной праздник уейтекуильуцтль тоже заканчивался жертвоприношением молодой женщины, олицетворявшей богиню зерна (с.146) Человеческие жертвоприношения росли вместе с империей, укрепляя воинственность ацтеков (с.102-103).
История религии![](http://narod.yandex.ru/images/u_templ/narod.gif)
|