Нижний Новгород петровской поры - III

5. Активные формы протеста

Тяготы петровского царствования не всеми сносились безропотно, история нашего края даёт примеры народного недовольства. Нижегородец Яков Носов был одним из вождей астраханского бунта 1705-1706 гг. Во время восстания Кондрата Булавина, летом 1708г., объявились и в наших краях его сторонники: ватага Гаврилы Старченко наводила страх на помещиков и богатеев знамёнами и барабанным боем. Балахнинский воевода Деулин при приближении их к городу умер от паралича, откуда и пошло знаменитое выражение «хватил Кондратий». Но активные выступления власть подавляла.

6. Питирим и староообрядцы

Заметным явлением петровской поры в нашем крае стала борьба правительства с «расколом». Нижегородчина – родина Аввакума, а глухие керженские леса стали прибежищем для его последователей со всех концов страны. Петра I они считали настоящим Антихристом – из-за тягот, которые он взвалил на народ, из-за насаждения европейской одежды, париков, курения и брадобрития, из-за стремления подчинить церковь государству. Да и царь не жаловал староообрядцев - убеждённых противников его реформ. Однако, будучи человеком просвещённым, Пётр не поощрял религиозных гонений.

В деле «обращения» старообрядцев выдвинулся и заслужил его особое доверие Питирим (1665-1738) – игумен переяславского Никольского монастыря. Сам он с детства был воспитан в лесных скитах, хорошо знал обычаи староообрядцев и смело выступал против раскола. В 1707г. он был направлен царём в наш край.

Однако Питирим вёл дело очень оригинально. Он сочетал духовные наставления с применением «административного ресурса». Давление со стороны государства помогло бы обращению раскольников. Они должны были, как все, платить налоги, служить в армии, работать на заводах и стройках. Их скиты следовало переписать, запретить селиться, где вздумается, и принимать беглых людей. Тогда раскол потерял бы всю свою силу. Но для пущей верности Питирим хотел обложить старообрядцев двойным окладом и исподволь преследовать самых активных проповедников.

Пётр внял советам своего миссионера. С 1718г. в помощь Питириму с воинской командой был направлен капитан-поручик Ю.Ржевский. Они сработались: солдаты били кнутом, рвали ноздри и отправляли на каторгу «необратимых и замерзелых раскольников». Успехи были заметны: 9194 человека вернулось к церковному православию в нашей губернии к 1721г. Лидеры раскола публично признавали свои заблуждения - например, в селе Пафнутьево Балахнинского уезда 1 октября 1719г. Затем поступила царю жалоба от старообрядческого дьякона Александра, которого Питирим держал в кандалах, на хлебе и воде полгода до самого спора. Дьякон испугался и смолчал на «диспуте». Теперь жалоба его была рассмотрена: Пётр приказал его пытать и казнить. Ведь Ржевский был уже назначен нижегородским вице-губернатором, а Питирим - архиепископом. Все его аргументы в "споре" со староверами были изданы специальной книжицей.

Питирим основал в Н.Новгороде первое среднее учебное заведение - духовную семинарию (1721). Для горожан уже действовала цифирная школа, в ней обучали грамоте и счёту. Но по просьбе родителей школа была закрыта - Сенат постановил никого к учению не принуждать. Питирим был мудрее: священники не смели протестовать против обучения своих чад и спорить с владыкой. Семинария на Благовещенской площади насчитывала до 200 учеников. А в 1737г. Питирим стал членом Синода, высшего церковного руководства страны, что было признанием его заслуг. Противоречия в деятельности этого яркого лидера – гонения и просвещение – кажутся очень характерными для петровской эпохи.



Сайт управляется системой uCoz