История философии

Тема 4.
"Физики-плюралисты: "нус"Анаксагора и атомы Демокрита"

Из книги Диогена Лаэрция "Жизнь и изречения великих философов"

3. Анаксагор (500/497- 428 гг.)
6 Анаксагор, сын Гегесибула, из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (nоуs) выше вещества (hуlе), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: «Всё, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок». За это его даже прозвали Умом: Тимон говорит о нем так:
Был, говорят, и Анаксагор, сей Ум многомощный:
Впрямь, не его ли умом, от сна пробужденным внезапно,
Все, что разлажено было дотоль, вдруг сладилось вместе?
7 Он отличался не только знатностью и богатством, но и великодушием. Так, своё наследство он уступил родственникам; они попрекали его, что он не заботится о своем добре, а он ответил: «Почему бы тогда вам о нём не позаботиться?» И в конце концов, отказавшись от всего, он занялся умозрением природы, не трево-жась ни о каких делах государственных. Его спросили: «И тебе дела нет до отечества?» Он ответил: «От-нюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» — и указал на небо.
Говорят, при переправе Ксеркса [480г.] ему было 20 лет, а всего он прожил 72 года. Аполлодор утвер-ждает, что он родился в 70-й олимпиаде, а умер на первом году 88-й олимпиады. Заниматься философи-ей он начал в Афинах при архонте Каллиаде [460г.] и прожил там, говорят, целых тридцать лет.
8 Он утверждал, что Солнце есть глыба, огненная насквозь, а величиной оно больше Пелопоннеса, что на Луне есть дома и даже холмы и долины. Первоначала же суть гомеомерии [«подобные частицы»]: как золото состоит из так называемой золотой пыли, так и всё представляет собой связь подобочастных маленьких телец. А первоначало движения есть Ум. Такие тяжёлые тела, как земля, занимают нижнее место; лёгкие, как огонь,— верхнее; а вода и воздух — среднее. Ибо именно так поверх плоской земли отстаивается море и влага превращается в пары под солнцем.

9 Звёзды первоначально двигались куполом, так что полюс был виден над самой вершиной земли и лишь потом получил отклонение. Млечный путь есть отражение звёзд, не освещённых солнцем; кометы - скопище планет, испускающих пламя; падающие звёзды - подобие искр, выбрасываемых воздухом. Ветры возникают оттого, что солнце разрежает воздух; гром - это столкновение туч; молнии - трение туч; землетрясение есть обратное проникновение воздуха в недра земли. Живые существа рождаются от влаги, тепла и земнооб-разности, а потом уже друг от друга, самцы - от правой стороны [матки], а самки - от левой [как более слабой].
10 Говорят, он предсказал падение небесного камня при Эгоспотамах - по его словам, камень этот упал с солнца. (Оттого и Еврипид, ученик его, в своем «Фаэтоне» называет солнце золотой глыбой.) А придя однажды в Олимпию, он сидел в кожухе, словно ждал дождя, - и дождь пошёл. Человеку, спросившему, станут ли когда-нибудь морем Лампсакийские холмы, он будто бы ответил: «Да - хватило бы только времени».
На вопрос, для чего он родился на свет, он ответил: «Для наблюдения солнца, луны и неба». Ему сказали: «Ты лишился общества афинян». Он ответил: «Нет, это они лишились моего общества». Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».
…Анаксагор был также первым, кто издал книгу с чертежами.
12 Падение небесного камня произошло в архонтство Демотиона, [470г., Плиний даёт 467г.]; и Анаксагор сказал, что из камней состоит всё небо, что держатся они только быстрым вращением, а когда вращение ослабнет, то небо рухнет.
0 суде над Анаксагором рассказывают по-разному. Сотион утверждает, что обвинял его Клеон, и обви-нял в нечестии — за то, что он называл солнце глыбой, огненной насквозь,— но так как защитником у него был ученик его Перикл, то наказан он был пеней в пять талантов и изгнанием. Сатир говорит, что к суду его привлек Фукидид, противник Перикла, и не только за нечестие, но и за персидскую измену, а осуждён он был заочно и на смерть.
13 Вести об этом приговоре и о смерти его сыновей пришли к нему одновременно; о приговоре он сказал: «Но ведь и мне и им давно уже вынесла свой смертный приговор природа!» — а о сыновьях: «Я знал, что они родились смертными». Впрочем, некоторые приписывают эти слова Солону, а некоторые — Ксенофон-ту. Деметрий Фалерский добавляет, что даже похоронил он их собственными руками. Гермипп рассказыва-ет, что в ожидании казни его бросили в тюрьму; но выступил Перикл и спросил народ: «Даёт ли его, Перикла, жизнь какой-нибудь повод к нареканиям?» И услышав, что нет, сказал: «А между тем, я ученик этого человека. Так не поддавайтесь клевете и не казните его, а послушайтесь меня и отпустите». Его отпустили, но он не вынес такой обиды, и сам лишил себя жизни. Иероним пишет, что Перикл привёл его в суд таким обессиленным и исхудалым от болезни, что оправдали более из жалости, чем по разбору дела. Вот сколько есть рассказов о суде над Анаксагором.
14 Считалось, что он и к Демокриту относился враждебно, так как не добился собеседования с ним [см. ниже IX 34-35]. Наконец, он удалился в Лампсак и там умер. Когда правители города спросили, что они могут для него сделать, он ответил: «Пусть на тот месяц, когда я умру, школьников каждый год освобождают от занятий». (Этот обычай соблюдается и по сей день.) А когда он умер, граждане Лампсака погребли его с почестями и над могилой написали:
Тот, кто здесь погребён,перешел пределы познанья -
Истину строя небес ведавший Анаксагор.

Левкипп (500-440гг.)
Он был слушателем Зенона. Мнение его было, что Вселенная беспредельна, все в ней переменяется одно в другое, что она есть пустота и полнота. Миры возникают тогда, когда тела впадают в пустоту и прилегают друг к другу; и от движения их по мере их возрастания возникает природа светил. Солнце движется по большему кругу, чем луна; земля держится в самой середине вихря, а видом она как бубен. Это он первый принял атомы за начала. Таковы основные черты его учения; частности же его следующие.
Вселенную, как сказано, называет он беспредельной. В ней есть полнота и есть пустота; то и другое он называет основами. Из них возникают и в них разрешаются бесконечные миры. Возникновение миров происходит так. Из беспредельности отделяется и несется в великую пустоту множество разновидных тел; скапливаясь, они образуют единый вихрь, а в нем, сталкиваясь друг с другом и всячески кружась, разделяются по взаимному сходству. И так как по многочисленности своей они уже не могут кружиться в равновесии, то легкие тела отлетают во внешнюю пустоту, словно распыляясь в ней, а остальные остаются вместе, сцепляются, сбиваются в общем беге и образуют таким образом некоторое первоначальное соединение в виде шара. Оно в свою очередь отделяет от себя как бы оболочку, в которую входят разнообразные тела. По мере того как она вращается в вихре, отталкиваемая от середины, эта внешняя оболочка становится тонкою, потому что все плотное, что захватывалось вихрем, постоянно стекалось в одно место. Из того, что уносилось к середине и там держалось вместе, образовалась земля. А сама окружающая оболочка тем временем росла в свою очередь за счет притока тел извне: вращаясь вихрем, она принимала в себя все, чего ни касалась. Некоторые из этих тел, сцепляясь, образовали соединение, которое сперва было влажным и грязным, потом высохло и закружилось в общем вихре и наконец воспламенилось и стало природою светил.
Круг солнца — самый дальний от земли, круг луны — самый ближний, остальные лежат между ними. Все светила воспламеняются от быстроты движения, а солнце воспламеняется еще и от звезд; в луне огня лишь немного…[Наклон зодиака возник оттого,] что земля накренена к югу. Северные области всегда под снегом, в холоде и во льдах. Затмения солнца происходят редко, а затмения луны часто, потому что круги их неравны. И как возникновения миров, так и возрастания их, и ущербы, и разрушения совершаются по некой неизбежности, но, какова она, Левкипп не разъясняет. [«Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости»]

Книга девятая. Демокрит (460-366 гг.)
34 Демокрит, сын Гегесистрата из Абдеры. Он был учеником каких-то халдеев, которых царь Ксеркс оставил наставниками у его отца, когда у него гостил, как о том сообщает и Геродот; у них-то он еще в детстве перенял науку о богах и о звездах. Потом он перешел к Левкиппу, а по некоторым сообщениям — и к Анаксагору, моложе которого он был на сорок лет. Однако же Фаворин утверждает, будто Демокрит говорил, что мнения Анаксагора о луне и солнце не ему принадлежат, а древним и только присвоены Анаксагором, и еще будто он высмеивал учения Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме — все из-за обиды, что Анаксагор не принял его в ученики; как же в таком случае мог он учиться у Анаксагора?
35 Сообщают, что он совершил путешествие и в Египет к жрецам, чтобы научиться геометрии, и в Персию к халдеям, и на Красное море; а некоторые добавляют, что он и в Индии встречался с гимнософистами, и в Эфиопии побывал. Из трех братьев он был младшим при разделе наследства и взял себе меньшую долю имущества, состоявшую в деньгах, так как они были ему нужны для путешествия, и братья это хитро сообразили. Его доля превышала сто талантов, и все это он истратил.
36 …Кажется, Демокрит побывал и в Афинах, но не заботился, чтобы его узнали, потому что презирал славу; и он знал Сократа, а Сократ его не знал. В самом деле, вот его слова: «Я пришел в Афины, и ни один человек меня не знал».
37 В диалоге «Соперники», приписываемом Платону, именно Демокрит есть тот безымянный собеседник, который наряду с Анаксагором участвует в беседе с Сократом о философии. И ему Сократ говорит, что философ подобен пятиборцу: он ведь и в самом деле был пятиборцем в философии, так как занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и в искусствах был всесторонне опытен. Это ему прилежат слова: «Слово — тень дела». Впрочем, Деметрии Фалерский говорит, будто он вовсе и не приезжал в Афины; тогда это еще замечательнее, ибо он пренебрег таким великим городом и предпочел не себя прославить его славой, а своей славой прославить собственный город.
38 Каков он был, можно видеть и по сочинениям. Можно думать, что он был приверженцем пифагорейцев, да и о самом Пифагоре он восторженно упоминает в книге, названной его именем. Главк Регийский утверждает, что Демокрит слушал кого-то из пифагорейцев, а Главк — современник Демокрита; и Аполлодор Кизикийский тоже говорит, будто он встречался с [пифагорейцем] Филолаем.
39 …По возвращении из странствий жил он в крайней бедности, так как все свое добро он истратил. Но однажды он прославился каким-то предсказанием будущего и потом всю жизнь пользовался в народе славою человека боговдохновенного. А так как был закон, запрещавший хоронить в отечестве человека, расточившего отцовское имущество, то Демокрит будто бы, чтобы избежать нареканий завистников и доносчика, прочитал народу лучшее из своих сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов; мало того, в честь его воздвигли медные статуи и когда он умер, то погребли его на государственный счет,— а жил он более ста лет.
40 …Аристоксен сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках. И неудивительно: ведь Платон, упоминая почти всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему; ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов…
41 По времени жизни, как сам он говорит, был он юношей, когда Анаксагор был стариком, и разницы в годах между ними было сорок лет. «Малый Мирострой», по его словам, сочинен им через 730 лет после взятия Трои; стало быть (как исчисляет Аполлодор), родился он в 80-ю олимпиаду [460г.] или (как пишет Фрасилл) в третий год 77-й олимпиады [470г.], то есть годом раньше Сократа.
42 Упоминает он и учение о Едином последователей Парменида и Зенона, вокруг которого было тогда больше всего шума.
43 … Скончался Демокрит следующим образом. Был он уже очень дряхл и ждал конца, а сестра его горевала, как бы он не умер во время праздника Фесмофорий и не помешал ей воздать богине должные почести. Он ее ободрил и велел приносить ему каждый день теплые хлебы; и, поднося их ноздрям, он сумел поддержать свою жизнь в течение всего праздника, а когда миновали положенные дня, то безболезненно расстался с жизнью, прожив сто девять лет…Вот какова была жизнь этого мужа.
44 Мнения его следующие. Начала Вселенной суть атомы и пустота, всё остальное лишь считается существую-щим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующе-го, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим порождают все сложное — огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соедине-ния каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости. Солнце и луна состоят из таких же телец, гладких и круглых, точно так же, как и душа; а душа и ум — одно и то же. Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются видности [eidola – термин более поздний, эпикурейский].
45 Всё возникает по неизбежности: причина всякого возникновения — вихрь, и этот вихрь он называет неизбежностью. Конечная цель есть душевное благосостояние; и оно не тождественно с наслаждением, как ошибочно понимали некоторые,— это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью. И он называет его также «благоду-шием» и многими другими именами. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота. Вот каковы были его мнения.
[Следует перечисление сочинений на полторы страницы!
Сохранилось только множество цитат:]
...Таково предание о возникновении всего существующего. О первых появившихся людях говорят, что они вели звероподобную жизнь. Подвергаясь нападениям зверей, они учились помогать друг другу, так как находили в этом явную пользу для себя, и, побуждаемые страхом, собирались в кучки, понемногу привыкая узнавать черты друг друга. В дальнейшем, научаемые опытом, они стали укрываться зимой в пещерах и откладывать часть плодов, допускающих хранение. А когда пришло знание огня и других пособий, стали развиваться искусства и прочее, что может принести пользу общественной жизни.



  История философии
  На главную страницу




Сайт управляется системой uCoz