8 класс, история России, краеведение

Материально-техническое развитие Н.Новгорода в 1-й пол. XIX в.

1. Общие сведения о городе и жителях.

В середине века у нас насчитывалось 8 площадей, из которых Сенная, Острожная (Свободы) и Новая (Горького) были глухими окраинами, 128 улиц (41 мощёная), около 400 керосиновых фонарей, 336 частных и 6 общественных садов. В 1806 г. в городе имелось 2007 жилых зданий, из них только 58 - каменных, а к 1855 г. их число возросло до 2343, и кирпичными стенами могли похвастать 254. Население же увеличилось с 11 791 до 30 790 человек (для сравнения: в Лондоне к началу века проживало 856 тыс. человек, в Петербурге - 330 тыс.). Только летом (с 1822г.) город оживлялся толпами ярмарочных купцов и гостей.

2. Визит Николая I.

10-11 октября 1834 г. император побывал в нашем городе. Он фактически повторил отзыв Екатерины II: «Природа много постаралась, чтобы украсить ваш город, а люди – чтобы его испортить!». За осмотром ярмарки последовало замечание: «Почему ваш город повернулся ко мне задом?!» Все дома фасадами глядели на улицу, а к Волге и Оке выходили огороды, сады и свалки.
Разбитой оказалась главная городская дорога от Благовещенской площади к пристаням и ярмарке, через наплавной окский мост. Завязнув в грязи кремлёвского съезда, Николай окончательно убедился в необходимости серьёзных градостроительных работ и ряд указаний сделал лично.

3. Градостроительство 1830-1840-х гг.

На переустройство города были выделены большие средства, в том числе из Петербурга. В 1836г. учреждён Нижегородский строительный комитет, его возглавили губернский архитектор И.Е.Ефимов и ярмарочный инженер П.Д.Готман, сотрудники и ученики А.А.Бетанкура. По новому городскому плану была проложена Верхневолжская набережная, а на откосе был разбит Александровский сад, без которых трудно теперь представить наш город. Нижневолжская и Окская набережные добавили строгости «речному» фасаду Н.Новгорода. Благоустроен кремль: возведен дом губернатора, снесены ветхие и «посторонние» домишки, разбит парк и аллея с внешней стороны кремлёвской стены. Зеленский, Похвалинский, Казанский и Георгиевский съезды разделили между собой основные транспортные потоки. Выравнивались улицы и площади, насыпаны дамбы: Лыкова и Варварская (через Почаинский и Ковалихинский овраги), на площади Новой.
Учреждена должность городового архитектора (первым стал Г.И.Кизеветтер), построено много зданий, причём по высочайшему повелению - только кирпичных или на каменном фундаменте.

Именно тогда были заложены контуры исторического центра Нижнего Новгорода.
Сталкиваясь с сегодняшними проблемами благоустройства нашего растущего мегаполиса, мы в полной мере можем оценить труд предков, сделавших Н.Новгород удобнее и красивей.

4. Первый водопровод

был запущен в строй 1 октября 1847г. по проекту инженера А.И.Дельвига (прибывшего «на помощь» Нижегородскому строительному комитету). До сих пор потребность в чистой питьевой воде ощущалась очень остро, особенно в годы холерных эпидемий: город, стоявший при слиянии двух рек, высоко поднялся над ними, и в нагорной части источников воды почти не было. Резервуар для её накопления А.И.Дельвиг устроил у подошвы откоса, проложив несколько труб для ключей, бьющих на склонах. А два насоса, приводимые в движение паровой машиной, поочерёдно подавали воду к изящному фонтану на Благовещенской площади, губернаторскому дому в кремле и Мартыновской больнице на Верхневолжской набережной.

Использованная литература:

Нижегородский край. Факты, события, люди. Н.Н.,1994;
Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Н.Н.1995


8 класс, история России и краеведение



Сайт управляется системой uCoz