История России, 8 класс, краеведение.

Нижний Новгород во 2-й половине XIX в. Социально-экономическое развитие.

Как и по всей стране, в нашем городе быстро развивалась промышленность и капиталистические отношения. Росли новые состояния, а вместе с ними и влияние купцов-миллионеров, вчерашних крестьян – Бугровых, Башкировых, Блиновых, Рукавишниковых, Черновых. Капиталы им доставляла торговля солью, мукомольное производство, речные перевозки, причём здесь наши предприниматели умело использовали технические новшества (паровые мельницы, громадные нефтеналивные танкеры и т.п.) Богачи-старообрядцы не забывали о благотворительности, до сего дня используются оставленные ими промышленные, публичные и жилые здания (городская Дума, Вдовий дом, дом трудолюбия, ночлежка и особняки Бугрова и Рукавишниковых, мельницы Башкировых и т.д.)

Росли объёмы ярмарочной торговли (особенно благодаря строительству железной дороги), например, в 1860-1881 гг. - с 104,6 до 246,2 млн. руб. Но в 1898 г. эта цифра упала до 172 млн., поскольку развитие транспортных путей делало излишним нижегородское посредничество, а ярмарочные принципы торговли уже устарели (непроданный остаток от привоза достигал 12-16%). Однако, развивая торговлю по образцам и в кредит, Нижегородская ярмарка сохранила своё значение и всё больше приобретала черты всероссийской товарной выставки и биржи (например, ярмарочные цены на зерно в течение сезона определяли общероссийские).

Одним из условий развития предпринимательства был кредит. С 1841 г. в Нижнем Новгороде действовал Дворянский банк, к концу века открылось ещё не менее десяти отделений различных российских банков.

Среди крупных промышленных предприятий следует выделить Сормовский завод. Здесь в 1849 г. трудилось 95 рабочих, а к началу XX века - около 10 тыс.; выпускались корабли, паровые машины, паровозы и железнодорожные вагоны, заводская продукция получала почётные награды на Всероссийских выставках. Её совокупная стоимость возросла с 1851 по 1895 гг. в 68 раз! В самом городе возникли два крупных машино-строительных предприятия. Завод Колчина и Курбатова (на волжском берегу около Казанского съезда) занимался ремонтом и строительством судов. Долгое время здесь работал инженером-механиком замечательный умелец-самоучка В.И.Калашников (известный своими разработками корабельных двигателей и машин для новой линии водопровода) Товарищество «Добровы и Набгольц» имело (на ул. Рождественской и в Канавино) две механических фабрики по производству мельничных и судовых паровых машин и иного оборудования. У Курбатова работало до 600 человек, чуть меньше - у Добровых.

Население города выросло к концу века до 90 тыс. человек (1806г. - 11 тыс., 1865г. – 38 тыс.) Менялся и облик города, и его быт. В 1858г. заработала телеграфная связь с Москвой, в 1862 была закончена линия железной дороги. В 70-е гг. появилось электрическое освещение, в 1885 г. – телефон, в 1896 г. - трамвай и кинематограф. Но многих нижегородцев удручала нищета или бедность, а, например, крестьяне нашей губернии после неурожая 1891 г. вынуждены были питаться лебедой и крапивой.

Использованная литература:
Нижегородский край. Факты, события, люди. Н.Н.,1994;
Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. Н.Н.1995;
Елисеев А.И. Рассказы о родном городе. Горький, 1958