История религии

Буддизм: основы учения, распространение и развитие

Перед вами записи двух университетских лекций по истории религии, которые я сделал в 1994г., а теперь придал им приличную литературную форму и дополнил незначительными деталями из других источников [в квадратных скобках]. Лекции читал замечательный преподаватель И.Е.Панкратов, недавно скончавшийся. Несомненно, без него не было бы и нашего школьного спецкурса. С особым чувством предлагаю вашему вниманию эти тексты.

Буддизм – самая древняя из мировых религий. Предпосылками его возникновения стали кризис жреческих форм религии (в данном случае брахманизма), переход от родовых и соседских общин к ранним формам государства, более мощным структурам. Брахманизм освящал разделение на касты, опираясь на ведические традиции, согласно которым брахманы, принося жертвы, управляют богами, как шаманы – духами. Ниже в социальной иерархии располагались кшатрии, вайшьи и шудры. Многочисленные религиозные предписания не оставляли брахманов без работы. Но с развитием товарно-денежных отношений и рабовладения стираются кастовые перегородки. Необходимы новые утешения для страждущих, и рождается буддизм – как продолжение брахманизма. Он многое отрицает и заимствуюет у своего предшественника. Хотя, конечно, сами буддисты ведут отсчёт своей священной истории с определённого момента, с чистого листа.

Будда – «просветлённый», «несущий свет». Есть различные варианты его жизнеописаний. Будда прошёл множество перевоплощений, рождался и князем, и мусорщиком, и воином, и богом, и даже самим Брахмой – творцом вселенной, всего насчитывают до 500 инкарнаций. Будда был во всём, это один из аргументов в пользу всеобщего равенства людей. Кроме того, пройдя через все жизненные формы, он видит, что все одинаково страдают, все равны в страдании – это ещё один буддийский аргумент против кастового строя и любого другого социального неравенства.

Для спасения людей Будда родился под именем Гаутама в семье князя Шуддходханы, возглавлявшего племенной союз шакья [566 - 486 гг. до н.э. – довольно условные даты жизни]. Появление его на свет сопровождалось всевозможными чудесами, первый крик Будды известил о его рождении богов, а старый слуга Асита во дворце плакал - от радости и от горя: Спаситель явился, но старику уже не суждено дожить до спасения. Сиддхартха – «выполнивший предназначение», одно из имён воплотившегося бога.

Он растёт в отцовском дворце, вдалеке от жизни. Проявляет себя мудрецом в диспутах и бойцом во время сватовства невесты, женится и в 29 лет впервые встречает, выехав из дворца, нищего, старика и похороны – узнаёт о тёмных сторонах жизни. И четвёртая встреча – с отшельником. Получается, что единственный способ уйти от страданий – аскеза!?

Гаутама мечом обрезает свои волосы, бросает всё, даже новорожденного сына, и уходит в леса. Переходя от одного отшельника к другому и обзаведясь собственными учениками, он остаётся недоволен. Аскетические самоистязания – тоже страдание, это не тот путь. Он покидает учителя, распускает учеников. Садится под пальму в позе лотоса, не ест и не пьёт, а размышляет: что есть жизнь?
И в ночь весеннего равноденствия – и своего рождения – он озаряется и становится собственно Буддой. Бог зла и любви Мара насылает на него всякие напасти – бесполезно. Соблазняет властью, деньгами, дочерьми – безрезультатно. Единственное сомнение Сиддхартхи – поймут ли его люди? Но боги уговаривают его, и он приступает к своему служению.

Первая проповедь – в оленьем парке, где вместе с учениками его слушают и животные. У него всё больше последователей, он становится популярен. Почувствовав приближение смерти (около 80-ти лет), он уходит с учениками, ложится под дерево бодху и ждёт. Ученики молят его раскрыть истину целиком до своего ухода и слышат в ответ: всё ставшее погибнет, спасайтесь. И умирает Гаутама в тот же деь весеннего равноденствия пурни, трижды священный для его последователей.

Учение основывается на «четырёх благородных истинах»
Во-первых, жизнь есть страдание. Даже бои страдают, ведя непрерывную борьбу со злом. И смерть не избавляет от страданий, потому что несёт новую жизнь. Всё живое кружится в сансаре – замкнутом колесе перерождений, - переходя от одной степени страдания к другой. Новая жизнь может оказаться и лучше предыдущей, но счастливой она не будет никогда.
Причина страданий – желания. Жажда жизни возвращает страдания. (Это вторая истина)
Избавиться от страданий можно лишь угасив жажду жизни (третья истина).
К спасению ведёт благородный срединный восьмеричный путь Будды. Срединный – между ненасытностью желаний и аскетизмом. Восьмеричный – потому что содержит восемь ступеней или принципов: праведные помыслы, дела, решимость…, и, наконец, праведное созерцание.
Дойдя до этой высшей степени совершенства, став архатом, равным Будде, можно разорвать сансару и перейти в нирвану. Нирвана – это полное небытие или нечувственное инобытие, разные школы толкуют его по-разному.

Полное успокоение, растворение, отрицание мира, а не его улучшение – вот идеал буддизма. Нет нужды в богах, не помогут жертвы и ритуалы, даже сам Будда лишь указует путь, а идти нужно самому. Посему ранний буддизм называют иногда религией без бога, хотя новая религия не отвергла старый пантеон.

Ранний буддизм – учение прежде всего этическое, прежде всего «панче шило» - пять заповедей, пять табу:

- не убивай никакого живого существа;
- не бери тебе не принадлежащего;
- не говори неправды;
- не касайся чужой жены;
- не употребляй дурманящих и опьяняющих
напитков.

Совпадения с десятью библейскими заповедями более чем значительные. Есть ещё ограничения и для монахов [бхикху]:

- не ешь после полудня
- не бывай на плясках, игрищах, увеселениях
- не имей золота или серебра
- не пользуйся мазями, духами и т.п.
- не спи на широкой и высокой постели

Мы снова видим путь избегания крайностей.
Принцип ахимса – непричинение вреда - позднее стал пониматься как отказ от насилия, непротивление злу. «Ненависть не прекращается ненавистью…» Не надо умножать зло в мире свомим поступками, тем более что этим ты демонстрируешь свою привязанность к жизни вместо бесстрастия и невозмутимости. Буддийская литература богата подобными примерами: идёт прохожий, видит крестьянина с сыном за пахотой; змея кусает ребёнка, тот падает и умирает, но ни отец, ни мать, принесшая в поле еды для работников, не обращают внимания… Ведь жизнь – это путь к смерти, путь этот необратим, и пройденного не воротишь.

Брахманизм делил общество на касты по вертикали. Новая оболочка души после метемпсихоза или реинкарнации определяется кармой – законом воздаяния, возмездия. Человек должен был выполнять множество обрядов, исполняя свой долг перед богами под наблюдением и руководством брахманов. Боги послушны жертвам, жертвы приносят брахманы – значит, они и определяют карму.
Буддизм унаследовал учение о метемпсихозе, но попытался замкнуть эту цепь перерождений, прервать её. Ведь зло таится в любом рождении. Нынешнее состояние человека предопределно его кармой, эту жизнь он изменить не в силах, но может влиять на будущую (выйти из колеса сансары может. кстати, только человек).Человек сам ответственен за свою карму, будущее можно исправить сейчас.

Ранний буддизм отрицает целостность души. Окружающий нас чувственный мир – это иллюзия, его нет, а реально лишь бытие сознания, безначального и бесконечного. Этот безграничный поток сознания состоит из дхарм, первоатомов сознания (хотя "дхарма" – термин многоплановый). В потоке дхармы складываются в причудливые сочетания, которые и кажутся нам жизнью, длительной и протяжённой. Сочетания распадаются мгновенно и возникают новые, а нам это представляется новым воплощением души. Мир нереален и непознаваем, истина этого мира – ложь, ложь этого мира – истина. Человеку и не нужно проникать в секреты мироздания, ему важно спасти самого себя! (Восток традиционно интересуется сапиенсом, а не вселенной; кстати, в комогонических представлениях буддистких школ – жуткая разноголосица) Можно лишь успокоить дхармы в состоянии нирваны, хотя не совсем понятно, как это достижимо в их непрерывном потоке. Вероятно, возможно успокоить какую-то часть потока, потом ещё и ещё, до полного прекращения движения, хотя есть мнение, что общего успокоения не будет никогда, возможно лишь затишье то здесь, то там.

Боги, обряды, культ – для буддизма мелочь.Он включал в свой пантеон любых богов, распространяясь всё дальше от Индии. Поклоняйся кому хочешь – буддизм очень веротерпим.

Будду кремировали, несгоревшие частицы тела стали реликвиями, их разобрали, положили в священные ступы, коим и поклоняются, зажигая перед ними или статуями Сиддхартхи ароматические палочки в знак своего уважения, а не в качестве жертвы. Но буддизм в своём «первозданном» виде до нас не дошёл, исследователи лишь реконструируют его, и многое ещё остаётся неясным.
В I веке до н.э. на Цейлоне были впервые записаны каноны буддизма – Типитака. Затем на санскрите – Трипитака, «три корзины» учения: монашеские уставы (Виная-питака, «корзина устава»), изречения Будды (Сутта-питака, «корзина поучений») и философия Будды (Абхидамма-питака).
Но буддизм никогда не придерживался единого канона, он сразу же раскололся на всевозможные течения. Даже на самом раннем этапе. при царе Ашоке (IIIв.до н.э.), когда буддизм стал религией государственной, разномыслие не было преодолено.

Самый серьёзный раскол последовал в I в. н.э. Хинаяна – «малая колесница» или узкий путь спасения – считается наиболее близкой к раннему буддизму. [Самонаименование течения – Тхеравада, «школа старейшин»] Спасение, по мысли этих последователей Будды, возможно только в монашеской общине [сангхе], здесь человек может сосредоточиться и углубиться в себя. Бросить всё, раздать имущество, одеться в жёлтое – цвет неприкасаемых, - взять чашу для подаяний и скитаться по стране, лишь на сезон дождей возвращаясь под крышу монастыря. Клятва монаха – бикху при вступлении в общину включает в себя утверждение, что новообращённый не болен, не демон, не женщина (многие думали что женщина как источник зла спастись не может, однако есть монашеские общины и для женщин), не раб, не должник, не преступник, т.е. свободен от связей с мирским. [Однако связи монастыря с мирянами очень тесные, сангха открыта для всех]. Поддерживающие монашескую общину люди спасаются и этим [ведь можно хотя бы улучшить свою карму, если нет сил достигунть нирваны уже в текущей жизни]. Будда здесь не считается богом, а скорее учитель и первопроходец.

Но сторонники Хинаяны слишком много требовали от своих последователей и несмотря на всю новизну идей не смогли составить конкуренцию брахманизму. Их учение оставалось религией для узкого круга людей [за что и было названо противниками «малой колесницей»] Широкий путь спасения, «большая колесница» Махаяна объединила буддизм с брахманизмом. Неслучайно её основатель Нагарджуна (I в.) происходил из брахманов.

Махаяна окрывает путь к спасению всем, в том числе и мирянам, точнее, протягивает им руку помощи. Нужны боги, и они являются в любых количествах. В пантеон включается не только Будда, - но и архаты, и брахманистские божества. Примечательно, что будд становится много, Сиддхартха был лишь одним из них, а общее число их доходит в некоторых течениях до тысячи, и у каждого находится своя специальность. Ади-Будда – творец вселенной и других богов, первоначало всего. Гаутама Шакьямуни – это нынешний, господин современности, а на смену ему грядёт Будда Майтрейя, завершающий нашу эпоху. Будда Аминаба – властитель рая.

Бодисатва – это человек, достигшее совершенства архата, но оставшееся в нашем мире, чтобы помочь людям. Таким был сам Будда. Присутсвуют ещё некие божества с множеством рук и голов – явно близкие индийской традиции. Появляется рай, где блаженствуют совершенные праведники, чтобы насладиться жизнью прежде, чем стать архатами, прежде нирваны. Это проще и понятней. Есть и ад со всеми его ужасами, всё как положено. Кто-то должен служить богам – монахи берут на себя возрождающиеся жреческие функции.

В таком, нормальном виде буддизм и завоёвывает мир. В Тибете махаяна принимает форму ламаизма. Лама – высший учитель, таковым считается Будда и его 18 последователей, в т.ч. Нагарджуна и Цзонхава [1358–1419] – крупный реформатор, фактически, отец ламаизма, точнее его ведущего направления – желтошапочников [гелукпа – «добродетельный путь»]. Среди монахов складывается чёткая и разветвлённая иерархия, и хотя все они называются ламами, между низшими и высшими – дистанция огромного размера. Настоятель монастыря – живое божество. Возглавляют иерархию живые воплощения бодисатвы Авалокитешвары и Будды Амидавы - Далай-лама и Панчен-лама, причём первый всем и заправляет [Далай – «океан» мудрости; интересно, что бодисатва почитается выше будды] Каджур и Танджур – ламаистские каноны, включающие в себя и старые буддийские, и более поздние тибетские тексты. Структурируется пантеон: ламы, будду, бодисатвы, дачины, гайджины и пр., 8 божественных рангов, вплоть до духов мест. Лхаса – религиозная столица ламаизма.
В Монголии пришедшее из Тибета учение переплелось с элементами шаманизма, эдесь злые духи потребовали особого к себе обращения. Немалую роль здесь играет и магия. Буддизм в этом отношении испытал серьёзное влияние тантризма, который уделяет значительную роль магическим формулам, заклинаниям, в частности, в немедленном достижении нирваны. Таким образом, ламаизм в Монголии упрощается. Правда, появляется множество новых богов, ими становятся и былые настоятели монастырей. Верховный священнослужитель Монголии – рангом ниже Далай-ламы и Панчен-ламы – богдо-гэгэн, он же хутухту, хубилган. Выделяется праздник масок – цам. На все случаи жизни оставлена одна простенькая молитва.

Затем ламаизм проникает в Калмыкию, и здесь появляются монастыри – дацаны. Екатерина II назначила «нашего» первосвященника, который до сих пор носит грозное тибетское имя Пандидо Хамбо-лама и возглавляет российских буддистов, [остающихся ответвлением тибетского варианта махаяны].

Поэтому Махаяну историки называют северным буддизмом, а Хинаяну – южным (она распространена в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, частично во Вьетнаме, Индонезии и т.д.)

Дзен-буддизм или чань-буддизм возник в V веке в Китае, его создателем считается монах Бодхидхарма. Чань (по-японски дзен) – «созерцание». Несколько лет Бодхидхарма сидел неподвижно, созерцая белую монастырскую стену, - и дух его стал крепок. Будда в его представлении пребывает во всём, во всех вещах, в каждом человеке. Взгляни внутрь себя и достигнешь просветления, равного озарению Будды. И сможешь всё, что мог Шакья-муни. Сатори – мгновенное, лёгкое просветление, а не долгий путь медитации, и чань отвергает традиционную буддийскую литературу. Это направление махаяны отличается более активной жизненной позицией.


В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНЕНИЯ - ИЗ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

ЖИЗНЬ БУДДЫ.

Основатель буддизма – Будда («Просветленный»). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составлен-ный около 2 в. до н.э.

Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э. Его отец Шуддходхана, глава знатного клана Шакьев, принадлежал к касте воинов. Согласно преданиям, при рождении ребенка его родителям было предсказано, что он станет либо великим Правителем, либо Учителем Вселенной. Отец, твердо решивший, что сын должен быть его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел ни знамений, ни страданий мира. В результате Сиддхартха провел юные годы в роскоши, как и подобало богатому молодому человеку. Он женился на двоюродной сестре Яшодхаре, завоевав ее в состязании на ловкость и силу (сваямвара), в котором посрамил всех прочих участников. Будучи человеком, склонным к размышлениям, он вскоре устал от праздной жизни и обратился к религии. В возрасте 29 лет, вопреки стараниям отца, он все же увидел четыре знамения, которым предстояло определить его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика), затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой. Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу.

Даже счастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинул дворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды, переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни.

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница».

В конце концов Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий.
Еще 49 дней провел он в медитации под деревом, а затем отправился в Олений парк близ Бенареса, где нашел пятерых аскетов, с которыми жил в лесу. Им Будда и прочитал свою первую проповедь. Вскоре Будда приобрел множество последователей, самым любимым из которых был его двоюродный брат Ананда, и организовал общину (сангху), по сути, монашеский орден (бхикху – «нищие»). Посвященных последователей Будда наставлял в освобождении от страданий и достижении нирваны, а мирян – в нравственном образе жизни. Будда много путешествовал, на короткое время вернулся домой, чтобы обратить собствен-ную семью и придворных. Со временем его стали называть Бхагаван («Господин»), Татхагатха («Так пришедший» или «Так ушедший») и Шакьямуни («Мудрец из рода Шакьев»).

Существует предание, что Дэвадатта, двоюродный брат Будды, задумав из ревности убить Будду, выпустил бешеного слона на тропу, по которой тот должен был пройти. Будда кротостью остановил слона, который пал перед ним на колени. На 80-м году жизни Будда не отказался от свинины, которой угостил его мирянин Чанда-кузнец, и вскоре умер.

«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ»

заключается в следовании следующим принципам.
(1) Правильный взгляд – понимание «четырех благородных истин», т.е. страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению страданий.
(2) Правильная мысль – освобождение от похоти, злой воли, жестокости и неправедности.
(3) Правильная речь – избегание лжи, распространения сплетен, грубостей и пустой болтовни.
(4) Правильное действие – воздержание от убийства, воровства и половой распущенности.
(5) Правильный образ жизни – выбор тех занятий, которые не причиняют вреда ничему живому.
(6) Правильное старание – избегание и преодоление дурных склонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых склонностей.
(7) Правильное внимание – наблюдение за состоянием тела, ощущений, ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и контролировать.
(8) Правильное сосредоточение – сосредоточение ума в медитации для вызывания известных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям.


История религии



Сайт управляется системой uCoz