История религии. Индуистская иконография.  

Шива разрушитель

Шива, великий бог

Шива - Натарджа, царь танца

«Благосклонный, милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все во всем, одновременно Творец и творение. Как личностное Божество, Он является Создателем, Хранителем и Разрушителем. Многие атрибуты Шивы были присущи ведическому Рудре, в дальнейшем один из эпитетов Рудры – Шива – стал основным именем бога, и наоборот, его былое имя – Рудра – эпитетом Шивы. Шива – один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду, где он выступает как бог-разрушитель, который уничтожает миры и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы.
Волосы Шивы украшает месяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когда она падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы – третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы, Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы.
Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепов и серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Змея может также обвивать его шею, символизируя космическую энергию кундалини.
Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонение лингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ, вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен.
Шива является владыкой разрушения и обычно представляется в трех формах: 1) Лингам, 2) Антропоморфная форма, 3) Натараджа или Наса Дэва (Владыка космического танца), 4) Садашивамурти.
На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц и четыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), дамару (миниатюрный барабан, символизирующий все ритмы космоса), лук, сеть, боевой топор (символизирующий отказ от мирских привязанностей).
Ездовое животное Шивы – бык Нанди («радостный»). Это белый бык с черным хвостом, символ мощной инстинктивной силы Шивы. Нанди – coвершенный, преданный (бхакта), идеал души человека; он смиренно склоняет колени перед Богом Шивой и всегда coсредоточен на нем.

С 9 столетия очень популярен милостивый аспект Шивы, который изображается в антропоморфной форме вместе с супругой Парвати, или Умой. На этих скульптурах Шива изображен сидящим в позе лалитасана, или прекрасной позе, в месте своего пребывания на горе Кайлас вместе co своей супругой Умой, или Парвати, дочерью гор. Шива обнимает ее левой рукой, в то время как она тесно прижимается к бедру Шивы. На некоторых рельефах также изображены Ганеша и Кумара (Картикейя), два сына Шивы.

НАТАРАДЖА («Царь танца») – Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное coстояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши, Господа танцоров, - это танец всего космоса, ритмического движения во всем. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле. Символ Натараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в танце творение неотделимо от Творца, подобно тому, как вселенная и душа неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа – это движение и неподвижность вместе. Неподвижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем центре. Стремительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися во всех направлениях, - указание на яростную, свирепую, жестокую силу, которая наполняет эту вселенную, в которой мы пребываем.
Танец и Танцор – одно целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его воли. Таким образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.
Танец Шивы, или все, что случается в мире, coстоит из вечно текущих комбинаций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их coответствия в символике Натараджи таковы: 1) творение или эманация, символизируется Его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика-дамару Первичный Звук, от которого происходят ритмы и циклы творения; 2) сoхранение, символизируется Его нижней правой рукой в жесте благословения, который означает «не бойся»; 3) разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в Его верхней левой руке, делающей жест «полумесяца»; 4) милость coкрытия, энергия, которая прячет истину и дает тем самым возможность опыта, роста и конечного осуществления судьбы и которая представлена Его правой ногой, попирающей простертую фигуру Апасмарапурушу или Муялаку, символизирующую неведение; 5) милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в приглашающем «жесте слоновьего хобота».
Кольцо огня, в котором Шива танцует, - это "дворец coзнания"; иными словами, наполненное светом сердце человека, центральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, даёт вселенной существование и отнимает его, coкрывает Предельную Реальность для большинства, раскрывает ее для преданных, которые распознают Парашиву, Предельную реальность, во дворце своего внутреннего бытия.

Вишну
Аватары Вишну
Брахма
"Индуистская иконография"

Сайт управляется системой uCoz