XVII столетие оставило яркий след
в истории нашего края, в том числе – в архитектурном наследии. Одним из
лучших образцов нижегородского зодчества этой эпохи является собор
архан¬гела Михаила в кремле. Этот храм посвящён архистратигу – главе
небесного воинства, которого наши князья считали своим покровителем.
Деревянная церковь была срублена в 1221г., каменная возведена в 1227-м
(хотя некоторые историки ставят под сомнение это сообщение
«Нижегородского летописца»).В 1359г. князь Андрей Константинович приказал возвести новый храм, но и он не сохранился до наших дней.
К началу XVIIв. церковь обветшала и в 1628-1631гг.
была перестроена заново. На этот раз строительство велось за счёт
московской казны, по указанию царя Михаила Фёдоровича и его отца,
патриарха Филарета. Это была своеобразная признательность нижегородцам
со стороны Романовых, воцарившихся по завершении Смуты. Поэтому храм
справедливо считается памятником нижегородскому ополчению 1612г. Здесь покоятся останки неко¬торых представителей княжеской династии XIV-XV вв., сюда перенесён прах Кузьмы Минина.
Известна дата начала нового строительства – 23 апреля 1628г., стоимость
различных мате¬риалов (всего 1473 рубля 26 алтын 2 деньги), зарплата
строительной артели (305 рублей 21 алтын 4 деньги на 40 работников) и,
главное, имена приехавших из Москвы зодчих, «каменного дела государских
подмастерьев» - Лаврентий Семёнович Возоулин и «пасынок ево Онтипа». Антип Константинов только
начинал свой творческий путь, в Н.Н. им были построены позднее церкви
Печёрского монастыря, где, вероятно, он и нашёл своё последнее
пристанище.![План собора и его пропорции](http://history-5.narod.ru/Michael_Archangel/Michael_Archangel_kirche_plan.jpg)
Архитектура
Михайло-Архангельского собора проста и изящна. Основной объём здания –
четверик, близкий по форме к кубу. С восточной его стороны выступают
алтарные абсиды, с западной и северной – притворы (паперти), с южной –
колокольня. Таким образом, в плане собор почти симметричен и близок по
форме равноконечному кресту.
На четверик «поставлен» сверху
восьмерик, из него как будто вырастает островерхий шатёр. Его
увенчивает «луковичная» глава со старинным крестом, опирающаяся на
ребристый бабарабан. Колокольня примыкает к основному зданию,
возвышаясь над южной папертью. Она повторяет в уменьшенном виде главный
шатёр – такая асимметричная композиция казалась нашему краеведу
Н.Ф.Филатову уникальной.
Внутри шатровый храм не имеет
столпов, вся конструктивная нагрузка ложится на стены. Толщина западной
стены в основании достигает 1,62 м (лесенка на колокольню проходит
прямо внутри неё). Замеры высоты собора (34м) и других его параметров
показывают, что они кратны именно вышеназванному размеру. Например,
если обо¬значить эту величину как х, то ширина четверика в плане
составит 8х, его высота – 7х, высота восьмерика – 2х, высота шатра
равна их сумме, 9х. Оказывается, что изящество здания достигается его
чёткими пропорциями, основанными на несложном математическом расчёте. ![Михайло-Архангельский собор](http://history-5.narod.ru/Michael_Archangel/079.JPG)
Храм соразмерен человеку: он
поднимается вверх уступами (от папертей к четверику, восьмерику, шатру
и главе), а не нависает над головой прохожего. Его контуры легки и
изящны.
Декоративное убранство собора
подчёркивает красоту его архитектурных форм. Фасады четверика разделены
на три части лопатками и наверху завершаются закомарами. Кокошники и
фризовый пояс украшают верхнюю часть четверика и восьмерика, прикрывая
«швы» архитектурной конструкции.
Памятник оставляет радостное и умиротворённое впечатление в душе каждого человека.
Источник: Филатов Н.Ф. Памятник воинской славы // Записки краеведов. Горький, 1975, с.143-153
![Архитектурные элементы](http://history-5.narod.ru/Michael_Archangel/Michael_Archangel_kirche_plan_1.JPG) На чертеже Н.Ф.Филатова
мною отмечены цифрами упомянутые в тексте
архитектурные элементы:
1 - шатёр
2 - барабан
3 - глава
4 - восьмерик
5 - четверик
6 - закомары,украшенные кокошниками
7 - фриз
8 - фасад
9 - лопатка
10 - абсиды
11 - паперти (притворы)
12 - колокольня (звонница)
|