7 класс, история края, тема 20.
Нижегородское зодчество XVII в. Михайло-Архангельский собор
XVII столетие оставило яркий след в истории нашего края, в том числе – в архитектурном наследии. Одним из лучших образцов нижегородского зодчества этой эпохи является собор архан¬гела Михаила в кремле. Этот храм посвящён архистратигу – главе небесного воинства, которого наши князья считали своим покровителем. Деревянная церковь была срублена в 1221г., каменная возведена в 1227-м (хотя некоторые историки ставят под сомнение это сообщение «Нижегородского летописца»).В 1359г. князь Андрей Константинович  приказал возвести новый храм, но и он не сохранился до наших дней. 

К началу XVIIв. церковь обветшала и в 1628-1631гг. была перестроена заново. На этот раз строительство велось за счёт московской казны, по указанию царя Михаила Фёдоровича и его отца, патриарха Филарета. Это была своеобразная признательность нижегородцам со стороны Романовых, воцарившихся по завершении Смуты. Поэтому храм справедливо считается памятником нижегородскому ополчению 1612г. Здесь покоятся останки неко¬торых представителей княжеской династии XIV-XV вв., сюда перенесён прах Кузьмы Минина.

Известна дата начала нового строительства – 23 апреля 1628г., стоимость различных мате¬риалов (всего 1473 рубля 26 алтын 2 деньги), зарплата строительной артели (305 рублей 21 алтын 4 деньги на 40 работников) и, главное, имена приехавших из Москвы зодчих, «каменного дела государских подмастерьев» - Лаврентий  Семёнович Возоулин и «пасынок ево Онтипа». Антип Константинов только начинал свой творческий путь, в Н.Н. им были построены позднее церкви Печёрского монастыря, где, вероятно, он и нашёл своё последнее пристанище.

Архитектура Михайло-Архангельского собора проста и изящна. Основной объём здания – четверик, близкий по форме к кубу. С восточной его стороны выступают алтарные абсиды, с западной и северной – притворы (паперти), с южной – колокольня. Таким образом, в плане собор почти симметричен и близок по форме равноконечному кресту.

На четверик «поставлен» сверху восьмерик, из него как будто вырастает островерхий шатёр. Его увенчивает «луковичная» глава со старинным крестом, опирающаяся на ребристый бабарабан. Колокольня примыкает к основному зданию, возвышаясь над южной папертью. Она повторяет в уменьшенном виде главный шатёр – такая асимметричная композиция казалась нашему краеведу Н.Ф.Филатову уникальной.

Внутри шатровый храм не имеет столпов, вся конструктивная нагрузка ложится на стены. Толщина западной стены в основании достигает 1,62 м (лесенка на колокольню проходит прямо внутри неё). Замеры высоты собора (34м) и других его параметров показывают, что они кратны именно вышеназванному размеру. Например, если обо¬значить эту величину как х, то ширина четверика в плане составит 8х, его высота – 7х, высота восьмерика – 2х, высота шатра равна их сумме, 9х. Оказывается, что изящество здания достигается его чёткими пропорциями, основанными на несложном математическом расчёте.

Храм соразмерен человеку: он поднимается вверх уступами (от папертей к четверику, восьмерику, шатру и главе), а не нависает над головой прохожего. Его контуры легки и изящны.

Декоративное убранство собора подчёркивает красоту его архитектурных форм. Фасады четверика разделены на три части лопатками и наверху завершаются закомарами. Кокошники и фризовый пояс украшают верхнюю часть четверика и восьмерика, прикрывая «швы» архитектурной конструкции.

Памятник оставляет радостное и умиротворённое впечатление в душе каждого человека.

Источник: Филатов Н.Ф. Памятник воинской славы // Записки краеведов. Горький, 1975, с.143-153


На чертеже Н.Ф.Филатова
мною отмечены цифрами упомянутые в тексте
архитектурные элементы:
1 - шатёр
2 - барабан
3 - глава
4 - восьмерик
5 - четверик
6 - закомары,украшенные кокошниками
7 - фриз
8 - фасад
9 - лопатка
10 - абсиды
11 - паперти (притворы)
12 - колокольня (звонница)











Сайт управляется системой uCoz