Дневник И.Г.Корба, фрагменты (часть II)

--------Дневник путешествия в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента, посла императора Леопольда I,----------------- к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698г., ведённый секретарём посольства Иоганном Георгом Корбом----ИЮНЬ

9. Близ католической церкви в Немецкой слободе сгорело два дома. Сегодня же впервые разнеслась смутная молва о мятеже стрельцов и возбудила всеобщий ужас.

14. …Господину послу на запрос его о положении дел военных московское правительство доставило сле-дующие сведения: князь Долгорукий и гетман Мазепа 25 мая отступили от Белгорода и как сухопутием, так и морским путем шли навстречу неприятелю, который, со своей стороны, был уже по эту сторону Очакова и опустошил там все окрестности. Что же касается до воеводы Салтыкова, то он стоит станом за Азовом, у Ингульца, с целью удерживать неприятеля от вторжения и при случае даже его разбить. Тот вдался бы в грубые ошибки, кто вздумал бы черпать сведения свои обо всех подробностях положения дел из странных рассказов москвитян. Если верить этим сообщениям, то неприятель москвитян везде разбит, всюду войска русские торжествуют. Они умеют выдумывать повести о своих торжествах и поражении врагов. Столь великие воины москвитяне, столь творческим воображением одарены они!

16. Рано утром гибельный пожар уничтожил множество строений. На многолюднейших улицах столицы найдены два москвитянина, которым неистовые злодеи отсекли головы. По ночам в особенности невероятное множество всякого рода разбойников рыщет по городу.

20. Ночью происходило совещание бояр о средствах к усмирению мятежа стрельцов.

23. Пришла весть о том, что возмутившиеся приближаются к столице государства Московского, главный воевода Шеин и генерал Гордон с 6 тысячами конницы и 2 тысячами пехоты отправились против них.

25. 26 и 27. Так как мятеж принимает ежедневно все более и более грозные размеры, то царевич отправился в монастырь Святой Троицы, который находится в 12 немецких милях от Москвы. В нем, как в самой надеж-ной крепости, нашел себе безопасное убежище и ныне царствующий государь в пору наиопаснейшего мятежа стрельцов. [1689г.]

28. Первый министр несколько дней роскошно угощал в своей деревне царевича и его мать, царицу, и устроил разные дорогие увеселения, достойные царского принца.

29. Пришло радостное известие о поражении мятежников под Воскресенским монастырем, обыкновенно называемым Иерусалим.

ИЮЛЬ

23. Некоторые из служителей императорского посла затеяли ссору с москвитянами; тогда явилось большое число солдат и отвели их в караульню…
24. Некоторые лица жаловались на то, будто бы во вчерашней ссоре слуги императорского посла обнажили оружие. На самом же деле ничего подобного не было. Один из москвитян, ссылаясь на свидетелей, им задобренных, указывал на раны, будто бы нанесенные ему палашами. Но лживость его показаний была ясно обнаружена уликами других свидетелей. Мы не можем вполне надивиться всей испорченности нравов русского народа: ложь и клятвопреступление безнаказанны в этом крае. Среди русских всегда и везде найдёшь людей, готовых лжесвидетельствовать: понятия москвитян там и сям до того извращены, что искусство обманывать считается у них признаком высоких умственных способностей.

Жена одного дьяка проходила мимо виселиц, воздвигнутых перед Кремлем во время последнего бунта, и, увидя повешенных, выказала к ним сострадание, без особой, впрочем, цели громко сказав: “Кто знает, вино-ваты ли вы, или нет?”. Кто-то сведал про эти слова и тотчас донес боярам, давши словам женщины дурное толкование…Немедля приводят ее с мужем к допросу: открылось, что это было простое, свойственное жен-щинам сострадание к несчастным, без малейших признаков злого умысла. Тем не менее обоих, освободив от смертной казни, отправили в ссылку. Так-то наказуется простая и неумышленная свобода слова там, где подданные только одним страхом держатся в повиновении…

АВГУСТ

…10 и 11. Сегодня у москвитян, следующих старому календарю, первое августа. Водосвятие на реке Неглинной, протекающей через Москву, — главное торжество этого дня. В крестном ходе наиболее попов, ко-торые со всех сторон спешат к нему. Впереди идут земские (то есть крепостные, употребляемые на разные услуги в поварнях) с метлами, сзади их солдаты с белыми палками: первые — чтоб очищать улицы от сору, а последние — чтоб отстранять от духовенства народ, жадный до зрелищ и теснящийся в беспорядке. Перед крестом несут огромный фонарь с тремя зажженными в нем свечами; нести крест без огня считают неприличным. На реке устроена площадка, огороженная железной решеткой, которая образует что-то вроде беседки над колодцем; сюда входит духовенство с горящими восковыми свечами, занимает все углы площадки, затем спускаются вниз для совершения соответственных случаю молитв, после освящают воду благословением и троекратным погружением горящей восковой свечи. Вслед за сим патриарх кропит всех присутствующих кропилом, омочив его в священной воде, чем и оканчивается торжество. Сегодня это совершал, по нездоровью патриарха, митрополит крутицкий. Посол со своими чиновниками смотрел на эту церемонию из окон Посольского приказа. Как скоро все таким образом кончилось и духовенство обратно отправилось в церковь обычным порядком, народ обоего пола толпами бросился в реку, и каждый троекратно погрузил голову в освященную воду, веруя, что такое погружение предохраняет от всякого рода бедствий и освящает все тело. Разумеется, так думает только простой народ, который один лишь предан суеверию. С этого дня начинается у русских пост, известный под названием яблочного поста, который продолжается до Успеньева дня.

15 и 16. У русских с новой особенной торжественностью освящаемы были плоды земные.

26. В городе сильный пожар, истребивший более сотни домов.


ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сайт управляется системой uCoz